Роль педагога дошкольного образования в формировании предпосылок становления личности будущего первоклассника.

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Шавшун Ольга Александровна

воспитатель класса предшкольной подготовки

ГУ «Тогузакская средняя школа отдела образования акимата Карабалыкского района»,

с. Тогузак, Карабалыкский район, Костанайская область

Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению дошкольника. В центре образовательной деятельности находится личность ребенка. Помочь каждому ребенку максимально реализовать свой потенциал, обеспечить необходимые безопасные и благоприятные условия для развития его личности - задача педагога ДОУ.

Творческий поиск является неотъемлемой частью моей профессии. Мне интересно расширять свой кругозор в области современной педагогики. На данный момент за плечами есть накопленный опыт, мой педагогический стаж работы составляет двадцать семь лет.

Но новые условия работы требуют новых подходов. Так, например, я изучила и считаю основополагающей в своей деятельности технологию личностно-ориентированного взаимодействия.

По данной технологии  я работаю на протяжении большого времени. Известно, что понятие «личностно-ориентированное» рассматривается как взаимодействие, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребёнка. Я придерживаюсь главной идеи данной технологии: личность ребёнка формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов:

Entrainement Nike

объективных, субъективных, природных, общественных, внутренних, внешних. В центре образовательной системы находится личность ребёнка, которой необходимо помочь реализовать заложенный природный потенциал. С чего начинать? И этот ответ заключается, на мой взгляд, в организации целенаправленной работы по осуществлению процесса формирования и развития необходимых компонентов растущей личности. К ним относятся коммуникативные навыки, интеллектуальные, умственные способности, умение адаптироваться в социуме, осознавать позицию относительно своей жизнедеятельности. Также огромную роль играет создание соответствующей предметной, развивающей среды, которая  благоприятно способствует личностному росту ребенка. Важным условием при этом является система работы, которую грамотно и целенаправленно должен выстроить педагог, разработать определенный маршрут, по которому он сможет реализовать запланированные задачи.

Мною разработан план индивидуальной работы с детьми, который позволяет мне максимально решить задачи воспитания и обучения детей в минимальные сроки, зафиксировать положительные результаты, достижения моих воспитанников, облегчить им период адаптации, лучше и быстрее изучить их индивидуальные особенности.

Осуществление индивидуального подхода в воспитании детей – это одна из основ педагогического процесса. Данной проблеме в разное время уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики. Накоплен богатейший опыт передовыми педагогами и психологами,  имеющий свою актуальность и в настоящее время. Опираясь на этот опыт, легче строить свою систему работы с детьми в данном направлении.

Из своего опыта работы я знаю, что невозможно выработать единые правила подхода ко всем детям без исключения, так как дети по своим индивидуальным характеристикам очень разные. Нельзя давать единые рецепты, ведь решение проблемы носит творческий характер, он очень динамичен. От личных качеств самого воспитателя, от его педагогического мастерства и таланта зависит, как будет выстроен процесс индивидуального подхода к ребенку. Теми же знаниями и умениями в большой степени, по моему убеждению, должны обладать и родители. Не зря существует истина, что легче воспитать, чем перевоспитывать ребенка. Мои воспитанники приходят в класс уже с определенным стилем поведения, многими сформировавшимися привычками, особенностями характера. Поэтому весь процесс работы в моем классе направлен на изучение индивидуальных особенностей, выявление причин каких-либо отклонений от общепринятых норм, если таковые наблюдаются, а также способов устранения имеющихся негативных явлений. При организации педагогического процесса очень важно не допускать ошибок.  От того, какие параметры заданы ребенку в дошкольном возрасте, будет зависеть дальнейшее развитие его личности.

Работая с детьми шести -семилетнего возраста на протяжении длительного времени, я выработала свою систему наблюдения за ними, определила ряд моментов, которые считаю ведущими для себя в осуществлении личностно- ориентированного подхода. Большое значение для меня имеет работа с родителями. Ведь именно они - самые первые и главные воспитатели в жизни детей. На первом этапе я знакомлюсь с родителями, с семьей. Стараюсь понять, какие приоритеты они выдвигают на первое место в воспитании своего ребенка. Наблюдаю за тем, как они общаются со своими детьми. Анализирую методы и приемы, которые они используют в воспитании ребенка, как выстраивают взаимоотношения. Так, например, в ряде случаев родители считают, что они допускают ошибки в воспитании детей, говорят о том, что процесс воспитания в семье носит непоследовательный характер. В связи с этим, я использую индивидуальные беседы с родителями, консультации, как способ выработки единых требований, согласованности действий. Практически во всех случаях данные виды работы имеют положительные результаты. Родители с желанием постигают азы педагогики. Осознают потребность ребенка  во внимании, заинтересованном отношении к себе со стороны родителей, педагогов, родственников и других окружающих его в жизни людей. Дети способны тонко улавливать отношение взрослых к ним, подражать им во всем. И в зависимости от этого у них возникают соответствующие модели поведения. Со своей стороны я стараюсь поддерживать в каждом воспитаннике его личное стремление, желание проявлять свою индивидуальность, уникальность. Объясняю родителям, другим членам семьи, как важно бережно относится к внутреннему миру ребенка. А значит, быть мудрыми, справедливыми, терпеливыми, любящими. Подавать положительный личный пример. Объясняю значимость овладения педагогической культурой общения со своими детьми, повышения своего родительского авторитета, авторитета членов семьи, с которыми живет и общается ребенок. Убеждаю, что процесс воспитания должен быть согласованным, а требования- едиными. Как это важно для ребенка! Моя работа воспитателя класса предшкольной подготовки предусматривает формирование предпосылок становления личности будущего первоклассника, ведь я всегда помню о том, что мои воспитанники – это завтрашние школьники. Это важный и ответственный период в жизни каждого ребенка. Особенно волнует меня то, как пройдет адаптация на первом этапе обучения детей в школе. Все накопленные материалы по индивидуальной работе с детьми  я передаю учителю первого класса. Делюсь проблемами, которые считаю еще не до конца решенными, обращаю внимание на успехи, достижения каждого воспитанника, отмечаю, какими талантами обладает каждый из них.

Надеюсь, что в совокупности этот материал поможет учителю быстрее установить контакт с каждым ребенком, получить представление о той работе, которая была проделана мной в данном направлении, а именно в осуществлении личностно- ориентированного подхода в обучении и воспитании детей  6-7 лет.

         Я люблю свою профессию. Я нашла свое призвание. Мои воспитанники достигают положительных результатов в различных конкурсах, олимпиадах. К моменту поступления в 1 класс общеобразовательной школы они имеют достаточную базу знаний, умений, навыков, необходимых для успешного обучения в школе. И пусть у каждого из них еще есть непокоренные вершины, а значит, свои собственные ориентиры на пути к знаниям. Ведь главное, что объединяет их всех – это интерес к обучению в школе, желание учиться. А это так важно для будущих первоклассников! Это положительный результат, к которому должен стремиться каждый педагог дошкольного образования при подготовке детей к школе.


                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика