Построение системы работы по развитию речи в детском саду

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Чечушкова С.А.

заведующая ГККП я/с «Малыш»

г. Петропавловск, СКО

«Родное слово – основа всякого

умственного развития и

сокровищница всех знаний»

 К.Д. Ушинский.

Среди многих и важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит  из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях, а также вне занятий – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни ребенка.

Nike Air Force 1 07 Premium Just Do It White AR7719-100 Shoes for Sale – Buy Best Price Adidas&Nike Sport Sneakers

 

Ведущим принципом построения работы над развитием речи дошкольников является взаимосвязь разных речевых задач, которые на каждом возрастном этапе выступают в специфических сочетаниях. Отсюда и вытекает преемственность в решении речевых задач. Выделяются две формы обеспечения преемственности в развитии речи дошкольников – линейная и концентрическая. Решение каждой речевой задачи осуществляется прежде всего линейно, так как от группы к группе происходит постепенное усложнение материала внутри каждой задачи, варьируется и сочетаемость упражнений, их смена и связь. Однако при этом на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи – это связывание предложений в высказывание, в словарной работе – это освоение смысловой стороны слова, в грамматике – это формирование языковых обобщений. Поэтому, особую актуальность приобретает проблема вычленения приоритетных линий изменения содержания и структуры каждой речевой задачи на разных возрастных этапах.

Таким образом, представления закономерностей речевого развития дошкольников можно передать в следующих положениях:

  1. 1.Речь ребенка развивается в ходе генерализации (обобщения) языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности.
  2. 2.Язык и речь представляют собой своеобразный «узел», в который «сплетаются» различные линии психического развития – развитие мышления, воображения, памяти, эмоций и других психических процессов.
  3. 3.Ведущая задача при обучении языку – это формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.
  4. 4.Ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений и экспериментов над языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.

Обучение развитию речи рассматривается не только с сугубо лингвистической точки зрения, но и в контексте развития общения детей друг с другом и со взрослыми (как становление коммуникативных способностей). Поэтому существенной задачей речевого воспитания является формирование не только культуры речи, но и культуры общения.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

В разделе развития речи и речевого воспитания детей просматриваются несколько направлений. Это: структурное направление (формирование разных структурных уровней системы языка), функциональное направление (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развития связной речи, речевого общения), когнитивное или познавательное направлении (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений).

В основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности. Подлинное развитие речи предполагает освоение ребенком творческих возможностей языка.

Правильно построенная работа по развитию речи дошкольников способствует и развитию мышления. Особенно связь речевого и умственного развития проявляется при формировании связной речи, которую отличает содержательность, логичность, последовательность. Для того  чтобы связно рассказать о чем-либо, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать, опираться на существенные свойства этого объекта, устанавливать различные отношения между предметами и явлениями. Связное высказывание как продукт деятельности ребенка позволяет судить о том, насколько глубоко он владеет его выразительными средствами (сравнениями, эпитетами, метафорами и т.д.). В целом, развитие речи тесно связано с формированием художественно-речевой деятельности, которое осуществляется средствами эстетического воспитания.

При формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение ребенка к языку в его эстетической функции, которая проявляется в выборе языковых изобразительно-выразительных средств воплощения художественного образа.

Решение задачи по развитию связной речи сопряжено с развитием двух форм речи – диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог  (спрашивать, отвечать, объяснять), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого педагогами используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду.

Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей.

Овладение словарным составом родного языка – необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны слова. Работа над словом – это прежде всего работа по осмыслению его значения. Детей необходимо знакомить с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантически адекватное его использование, формирование обобщенного представления о слове. В процессе словарной работы (как и при решении других задач речевого воспитания) следует стремиться к тому, чтобы речь ребенка приобретала такие качества, как точность, правильность, выразительность.

В решении задач по развитию речи немаловажное значение имеет и формирование грамматического строя речи. Ведь в процессе овладения речью дети приобретают умения образовывать и употреблять грамматические формы. Исходя из этого, работа по развитию речи предполагает специальную работу над морфологией (изменение слов по родам, числам, падежам), словообразованием (образование одного слова на базе другого с помощью особых средств), синтаксисом (построение простых и сложных предложений). Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы и усложняется с возрастом детей.

Вся работа, которая ведется с детьми в разделе «Развитие речи» во всех возрастных группах, в первую очередь, имеет смысл непосредственной подготовки к обучению грамоте. Осознание речи, происходящее при подготовке к обучению грамоте, имеет очень большое значение и для общего речевого развития, потому что на основе осознания формируется произвольность речи: намеренность выбора как содержания высказывания, так и языковых средств, которыми это смысловое содержание может быть выражено наиболее точно. Поэтому осознание речи ребенком, формирующееся в процессе подготовки к обучению грамоте, - это не просто расширение знаний и представлений о речи Это важное средство дальнейшего развития самой речи, ее совершенствования, повышения ее культуры.

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым. От культуры речи воспитателей, от того, как они говорят c ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

 Дошкольное детство один из важнейших периодов жизни ребенка, т.к. именно там закладываются все основы. И от того, как мы будем работать с детьми, как будем решать речевые задачи, зависит успешное обучение детей в школе,  всесторонне развитии личности ребенка.

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика