Использование инновационных технологий в формировании интонационной выразительности речи

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

И.В.Бункова, Н.М.Калинина,

методисты ГККП ясли/сад «Нұр бөбек,

 г. Петропавловск, СКО

 

В настоящее время мы, педагоги дошкольных организаций, довольно часто сталкиваемся с проблемой монотонности и невыразительности детской речи. Именно поэтому многие детские сады (особенно молодые) развитие речи обозначают годовой задачей. И мы особое внимание уделяем именно развитию речи наших воспитанников. Хотелось бы поделиться опытом применения инновационных технологий и материалом, который мы разработали совместно с воспитателями и специалистами нашей дошкольной организации. А представим нашу работу по развитию произносительной стороны речи через игровые педагогические технологии. 

Формировать интонационную выразительность речи необходимо в дошкольном возрасте, когда происходит активное усвоение средств родного языка, а использование инновационных технологий позволяет сделать этот процесс не только эффективным и осознанным, но

Patike

и увлекательным. Каждому ребенку дошкольного возраста нужна помощь окружающих его взрослых в освоении речевых навыков. «Модель деятельности представляет собой целостную систему, включающую диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты. Немаловажное значение в формировании произносительной стороны речи имеет взаимосвязь работы логопеда и воспитателя. Основными разделами произносительной стороны речи являются звуки речи (система фонем) и ритмико-мелодическая сторона речи (интонация). Инновационные технологии можно использовать во всех направлениях работы по развитию речи дошкольников» [1]. 

Педагогическая инновация - это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения, а также совершенствование целей и содержания, форм и методов педагогической деятельности. Раскроем некоторые моменты, применяемые нашими педагогами. 

Игровые педагогические технологии 

«Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса, которые побуждают, стимулируют детей к учебной деятельности. Для развития речи проводятся игры и игровые упражнения по основным разделам: 

-постановка и коррекция звукопроизношения; 

-уточнение правильного произношения звуков; 

-автоматизация» [2] 

Используя игровые моменты, любимых героев логопед и воспитатель ведут работу по звукопроизношению. Процесс освоения звуковой стороны речи определяется взаимодействием слуховой и моторных схем. Развитие фонематического слуха и речевого дыхания осуществляется во время последовательной отработки и дифференциации звуков, в различных играх. Например, «Кто внимательный?», «Подбери картинку», «Кто больше назовет», «Скажи на выдохе», «Мышки, в домик!», «Пусть бабочки летают» и др. Работа идет с постепенным усложнением. 

Развитию внятности и отчетливости произношения способствует работа по развитию подвижности и дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата. Дети, с удовольствием играя с Мистером Язычком и слушая его интересные истории, выполняют артикуляционную гимнастику и массаж. Работа по формированию произносительной стороны речи ведется педагогами в тандеме. Логопед осуществляет коррекцию дефектных звуков, введение их в самостоятельную речь. Воспитатели закрепляют приобретенные знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков. 

Технологии проблемного обучения 

«Под технологией  проблемного обучения  понимается  такая  организация занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по её разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие речевых и мыслительных способностей»[3]. 

В развитии речи проблемные ситуации создаются разными способами. Например, с помощью приёмов активизации речи детей. Для этого эффективными оказались приемы, которые в игровой форме ставят проблему и побуждают ребенка к речевой деятельности. Такие как: «Поймай то, что скажу», «Ответь с закрытыми глазами», «Представь то, о чем говорим», «Прокомментируй действия», «Скажите на ушко, «Скажите друг другу, герою», «Скажите хором, и т. д. Этих приемов довольно много. 

Владение словесными методами и приемами помогает педагогам построить процесс по формированию коммуникативно-речевой компетентности ребенка четко, грамотно и эффективно. 

- Правила, схемы, алгоритмы направлены на осознанное восприятие ребенком речевых компонентов. 

- Четкие и грамотные указания и установки помогают пониманию поставленных задач. 

- А использование речевых оборотов, демонстрирующих ход мыслей, - найти ответы и пути решения этих задач. Например: 

Если я прочитаю легенду (миф, сказку и т.д.), то мы узнаем почему … 

Даша проговаривает про себя … 

Амир вспоминает, что видел (что говорили) … 

Можно найти ответ, если внимательно посмотреть вокруг. 

А я посмотрела на схему (картинку, …) …. 

- Используем вопросы, которые способствуют появлению новых идей, творчества, мыследеятельности, учат детей высказывать свое мнение, делиться опытом, и при этом грамотно строить предложения: 

Кто думает по-другому? 

Вижу, у тебя своё мнение? Хотелось бы послушать. 

Кто готов (хочет) поделиться своей мыслью? 

Кто скажет это же, но другими словами? 

Что ты можешь сказать по этому поводу? 

Что знаете из книг (телевидения, от родителей, …) 

Подумайте. Кто готов сказать вслух? …. 

- Речевые обороты, используемые в оценке воспитателем высказываний детей, направлены на одобрение, поддержание диалога, выражение уверенности в успехе ребёнка: 

Думаю, ты прав. 

Ты сказал (а) точно. 

Интересная мысль. 

Мне приятно, что ты много знаешь… 

Какой содержательный ответ! 

Именно это характерно для … 

Ты заметил самое важное. 

Вот это очень ценно. Надо всем запомнить. 

Вы обратили внимание на то, как интересно (грамотно) сказал …? 

Речь детей развивается не только на занятиях, но в большей степени в общении со сверстниками и взрослыми, поэтому необходимо создание развивающей среды: центры книги, мини-музеи, а также выставки, творческие мастерские, уголки ряженья, зоны театрализованной деятельности. Все это создает исключительно благоприятные условия для развития речи детей. 

Особое внимание уделяем сотрудничеству с семьями и организациями города. Посещения библиотеки, музеев, театров помогают детям почувствовать многогранность, богатство, особенность казахского и русского языков, а совместная деятельность с родителями по изготовлению книг-самоделок, театральных кукол и атрибутов, участие в спектаклях побуждают каждого ребенка к общению. 

Технологии развивающего обучения. 

Когда речь заходит о развивающих технологиях, педагоги понимают, что это экспериментальные работы Занкова, Эльконина, Давыдова, а также технологии Зайцева и ТРИЗ. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не дает детям готовые знания, он учит находить истину, рассуждать, делать выводы, а, следовательно, развивает и речь ребенка. 

Чтение по Зайцеву и глобальное чтение, игры и игровые приемы по ТРИЗ развивают внимание, восприятие, память, мышление, обогащают детский словарь, всесторонне активизируют познавательные и творческие способности ребенка и, что немало важно, прививают вкус к чтению. Восприятие художественных произведений, а тем более заучивание и воспроизведение – для дошкольников процесс не легкий. Помогает в этом мнемотехника. Заучивание, пересказ, обыгрывание становятся осознанными и доступными даже для детей 1 младшей группы. Педагогами были подобраны игры и упражнения, изготовили вместе с детьми тактильные дощечки, мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы к художественным произведениям и убедились в эффективности такой работы. 

         В настоящее время нельзя обойтись без использования специальных технических информационных средств (это аудио и видеоаппаратура, компьютер, ноутбук, интерактивная доска), что положительно влияет на формирование грамотной, выразительной речи, так как дети имеют возможность услышать и увидеть художественные произведения в исполнении мастеров слова и артистов театра. 

Для формирования выразительной речи мы разработали и используем схемы, это для детей наглядно и доступно. Для передачи мыслей и чувств имеет особое значение интонационная выразительность речи, формирование которой – процесс кропотливый и продолжительный. Особенно заметны монотонность и невыразительность детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, исполнении ролей и в играх-драматизациях. Очевидна необходимость пересмотра подходов к формированию выразительной речи дошкольников. 

Для решения данной проблемы можно взять за основу методику кандидата педагогических наук Ю.Н. Родионовой, которая предусматривает поэтапную работу над умением чувствовать и передавать компоненты, составляющие интонацию, и сопровождается подбором игр-упражнений. 

Мы выделили 7 компонентов. Разработали схемы, которые помогают ребенку осознанно и наглядно воспринимать интонационную сторону речи, подобрали ряд игр и упражнений. 

Предлагаем сегодня рассмотреть некоторые моменты работы по этим схемам. 

Сила голоса (схема) 

 Сила голоса – это степень его громкости, его усиление или ослабление. Она выражается в общей громкости звучания речи.[4] Специально подобранные упражнения дают возможность ребенку самостоятельно изменять силу голоса и произвольно переключать его. Например, детям предлагается произнести звук О с разной силой голоса, перечислить предметы, меняя голос от шепота до крика или наоборот, прочесть стихотворение, изменяя голос по контексту. 

Логическое ударение (схема) 

Логическое ударение – это выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов. «Ударение, писал К.С. Станиславский, - это указательный палец, отмечающий самое главное слово во фразе или в тексте! В выделенном слове скрыта душа, внутренняя сущность». [4] Причиной ошибок в расстановке логических ударений является недопонимание смысла читаемого или недостаточно хорошее видение того, о чем идет речь. Схемы помогают выделять нужное слово. 

Послушайте, как звучит короткое простое предложение, если выделить первое слово: «Дети слушают.» Не студенты, не ученики, а именно дети. Выделю второе слово: «Дети слушают.» Внимание детей сосредоточенно на выступающем. Обратили внимание на то, как изменяется высказываемая мысль от выделения слов? Работа над умением анализировать и оценивать текст, выделять главное слово, объяснять свой выбор.Детей подводим к пониманию, что слова, особенно важные в предложении, произносятся громче или медленнее остальных, учим находить нужные слова в зависимости от смысла произносимого. 

Пауза (схема) 

Пауза – это остановки, перерывы в звучании. Их наличие и длительность определяются смыслом. Чем теснее связаны между собой речевые звенья, тем короче пауза. Чем связь меньше, тем длиннее пауза. Логические паузы делят предложение или текст на смысловые отрезки. [4]Дети, читая или слушая фразу (стихотворение, пословицу, предложение и т. д.), расставляют паузы (полоски разной длины или предметы разного размера). 

Темпоритм (схема) 

Темп и ритм – обязательные компоненты, участвующие в создание определенной интонации. Эти выразительные средства связаны  между собой. Станиславский объединял их в единое понятие «темпоритм». [4] Изменение темпа чтения – прием, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца. Выбор темпа зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводит чтец, а также от характера, эмоционального состояния, поведения персонажей, о которых рассказывают или читают. Ритм связан с равномерностью дыхательных циклов. Это чередование звучащих отрезков речи и пауз, усиление и ослабление голоса. 

Например : произнести числа от 1 до 10. Главное произносить их с изменением темпа: медленно, быстро или наоборот. Это могут быть не только числа, но и звуки, дни недели, любые слова и даже целые предложения. 

У каждого стихотворения свой ритмоинтонационный рисунок. Предлагаем детям отстучать ритм  ладошками. 

Тон (схема)

Тон голоса – это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, мысли, отношения к тому, о чем говоришь или читаешь. Эмоциональная окраска речи передает чувства, мысли, отношение к тому, о чем говоришь или читаешь. В голосе всегда звучат радость, грусть, торжество, страх, уверенность, …, иначе речь становится тусклой и неинтересной. [4] С помощью специально подобранных игр и упражнений отрабатываем умение говорить эмоционально. 

Мелодика (схема) 

Мелодика речи – это движение голоса по звуку разной высоты. Мелодика рождается из глубокого проникновения в текст и из ясного представления чтеца о задаче чтения. [4] С помощью игр-упражнений «Дирижеры», «Вопрос-ответ». и т. д. закрепляются навыки восприятия мелодики повествовательных, вопросительных, восклицательных фраз и предложений. Мелодика помогает передавать образ героя, его характер и настроение. Владение мелодикой помогает детям в играх – драматизациях, инсценировках знакомых произведений (особенно сказок). 

Невербальные средства (схема) 

К невербальным средствам относятся: мимика, телодвижения, жесты, позы. Они способствуют повышению точности и выразительности речи. Использование жестов и мимики должно быть разумным, ими нельзя злоупотреблять, иначе это приведет к гримасничанью, к формализму и отвлечет слушателей от смысла высказывания.  [4] Невербальные средства являются дополнительными средствами воздействия на слушателей. Выбор читающим невербальных средств должен непроизвольно вытекать из психологического состояния, возникающего в связи с восприятием и осмыслением текста. 

Таким образом, все перечисленные компоненты, составляющие интонацию, требуют предварительного анализа текста, их никогда не надо придумать, достаточно исходить от ситуации и содержания высказывания.  Практика показывает, что работа по предложенным схемам помогает в освоении выразительной речи и выразительного чтения. 

Для эффективного усвоения работа по схемам ведется в три этапа. 

На первом: старшим детям предлагается самим разработать схемы или внести изменения в предложенные, средним – рассмотреть и интерпретировать, младшим – схемы вводятся как правила. 

На втором проводятся игры, упражнения, идет работа по разучиванию стихотворений и текстов. 

На третьем этапе детям достаточно показать на схему или напомнить. 

С помощью разработанного диагностического материала отслеживаем уровни развития интонационной выразительности речи у детей, заносим в таблицы, строим диаграммы. Результаты анализируем и корректируем работу воспитателя и логопеда по формированию речи ребенка, как основы развития коммуникативно-языковой компетентности. 

Применение этого практического материала, наработанного педагогами ясли сада «Нұр бөбек» дает положительную динамику на протяжении нескольких  лет во всех возрастных группах. 

При содружественной работе мы помогаем детям раскрыться, научиться четко и грамотно произносить слова, выразительно читать стихотворения.

 

Литература: 

1. М.А. Поваляева «Взаимодействие специалистов», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002г. 

2. «Логопедические развивалки» от 2 до 6 лет, М., ЭКСМО, 2010г. 

3. М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения», М. «Просвещение»,1981г 

4. Орисова Е.А. «Развитие мимической и интонационной выразительности речи», М.,2005г.

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика