Жаңалықтар / Новости
  Педагогтердің кәсіби даму траекториясын шыңдау және үздіксіз білімін жетілдіру мақсатында  Қазақстан Республикасы Президенті  Н. Назарбаевтың 2018 жылдың 10 қаңтарындағы «Төртінші өнеркәсіптік революция жағдайындағы дамудың жаңа мүмкіндіктері» атты Жолдауын іске асыру аясында «Өрлеу» біліктілікті арттыру ұлттық орталығы» АҚ педагогтер үшін бейне-сабақтар мен бейне-дәрістердің «Педагогикалық идеялар панорамасы» байқауын жариялайды. В контексте реализации программы «Рухани жаңғыру» и Послания Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» объявляет конкурс видео-уроков и видео-лекций «ПАНОРАМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ» 
   |   

Формы работы с родителями по развитию речи детей дошкольного возраста

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Козарезова Н.Д.,

ст. преподаватель кафедры «ДВНО» 

ФАО «НЦПК «» ИПК ПР по СКО

 

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог добиться большего, нежели он сам, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывался о том, насколько важную роль во всём этом играет умение ребёнка говорить правильно и красиво.

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка.

Современные родители – это люди с хронической нехваткой времени. Чтобы быть успешными в мире компьютеров и современных технологий, надо успевать много, чаще всего за счёт уменьшения общения с детьми…. И не все понимают, что теряет ребёнок, у которого для общения остаётся – в лучшем случае сестра или брат, а в худшем – телевизор или компьютер.

Статистика последних лет показывает печальную картину относительно речевого развития детей – речь начинает развиваться позже. А это ведет к тому что, достигнув школьного возраста, ребенок не освоит устный родной язык в том объеме, который необходим для начала школьного обучения.

Поэтому совместная работа дошкольной организации и семьи в вопросах развития речи является на сегодняшний день актуальной и заставляет искать новые формы этой работы.

Эффективность педагогической деятельности воспитателя в работе с детьми дошкольного возраста будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем - устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по развитию речи детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком  дома и не знают, как заниматься.

Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье, и затрудняется в исполнении этого значимого фактора. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.

Осознанное включение родителей в совместный с воспитателем процесс речевого развития позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия воспитателей и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Взаимодействие с родителями должно придерживаться принципа "Родитель - не гость, а полноправный член команды дошкольной организации". Взаимодействие педагогов и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели и родители действуют согласованно. Понятие "взаимодействия с семьёй" нельзя путать с понятием "работа с родителями", хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Опыт работы дошкольных организаций показывает, что семья - компетентные родители, которые берут на себя закрепляющие и поддерживающие функции в работе над речью, тем самым создают благоприятные условия для развития своего ребенка.

Всё взаимодействие с коллегами, родными, близкими, друзьями основано на общении. Иногда очень важным становится, что и как мы говорим. Убедить в своей правоте, произвести впечатление на понравившегося человека, защитить свои права, завоевать себе должное положение в жизни - всё это можно сделать с помощью красноречия.

Развитие речи рассматривается как формирование навыков и умений точной, выразительной речи, свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдения правил речевого этикета.

Правильная речь - это заслуга не только воспитателя, а, еще и родителей, тех, кому подражают дети, для кого родители - пример, пример не только в данный момент, а на всю жизнь.

Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.

Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

СЛАЙД № 8

Важнейшим способом решения проблемы мы видим в планировании их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

В чем заключается новизна предлагаемой технологии?

  1. 1.Привлечение родителей к разработке и отбору тематики совместных мероприятий;
  2. 2.Внедрение нетрадиционных форм организации общения и форм работы педагогов с родителями.

Как мы уже отметили, центральным моментом организации взаимодействия является планирование работы педагогов с родителями.

Планирование начинается с определения её цели и задач. Определяем общую и частную цели. Например:

Общая цель: установление сотруднических отношений.

Частная цель: разработка целостной системы действий участников педагогического процесса по оптимизации речевого развития детей.

Задачи:

  • повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах организации речевого развития детей через установление контактов с воспитателями и специалистами ДО;
  • достижение необходимого уровня взаимодействия дошкольной организации и семьи в популяризации речевого развития детей;
  • внедрение в практику нетрадиционных форм работы с родителями;
  • переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДО.

В соответствии с поставленной целью и задачами совместно с воспитателями разрабатываются темы родительских собраний по вопросам развития речи дошкольников.

Принципы отбора тем:

  • принцип активности (следование желанием родителей);
  • принцип значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы)
  • принцип оптимальности (выбранные темы требуют объединения усилий и совместного принятия решений).

Например, из перечня разработанных тем составляем таблицу.

 

Условный знак темы

Тема

Выбор (Y)

Всего выборов

А

Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 

Б

Влияние движения на речь ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

Создание в семье условий для проявления и развития словотворчества у детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

Совершенствование образовательной работы с детьми по развитию речи детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д

Речевой этикет в жизни семьи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е

Эффективные способы коммуникации с детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ж

Игры и упражнения для развития речи детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З

Развитие речи детей через разнообразные виды деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

Особенности воспитания в семье ребенка с проблемами речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

Особенности речевого развития ребенка (2-3 года, 3-4 года, 4-5 лет, 6-7 лет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л

Воспитание культуры речи «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М

Словесные игры с детьми в семье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н

Ознакомление детей с художественной литературой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

Подготовка руки к письму

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

Дети и поэзия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

Значение природы в развитии речи детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждому родителю предлагают выбрать по четыре наиболее интересные для него темы из этого списка для составления перспективного плана на год (или несколько, при большом перечне разработанных тем). Для этого таблица вывешивается на информационном стенде или заполняется родителями на последнем в учебном году родительском собрании в каждой возрастной группе.

Каждый из родителей может отметить свой выбор, например, «галочкой». Для каждой темы подсчитывается количество выборов, что свидетельствует об интересе к данной теме. Они станут темами родительских собраний.

При определении последовательности собраний целесообразно руководствоваться уже не количеством выборов (например, сначала планировать тему, получившую 9 выборов, затем тему, получившую 8 выборов, затем – 7), а логикой следования тем (если это возможно, и особенно если перспективный план разрабатывается на три года). Те темы, которые получили недостаточное количество выборов, становятся содержанием бесед, консультаций, наглядных средств информации.

Отталкиваясь от тематики, последовательности и сроков проведения родительских собраний, разрабатывается перспективный план работы с родителями на год (на три года), содержащий перечень и сроки проведения

 

Содержание работы с родителями мы предлагаем реализовать через разнообразные нетрадиционные формы организации общения с родителями:

  • информационно-аналитические формы организации общения с родителями;
  • досуговые формы организации общения с родителями;
  • познавательные формы организации общения с родителями;
  • наглядно- информационные формы организации общения.

Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, наличие у них необходимых педагогических знаний о развитии речи детей, запросах, интересах, потребностях.

Потому как только на аналитической основе возможно построение грамотного общения с родителями

Формы работы:

  • составление социального паспорта семьи;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • целевое посещение семьи;
  • проведение социологических срезов и др.

Досуговые формы организации общения с родителями помогают устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, способствуют повышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей.

 

Формы работы:

  • тематические развлечения;
  • литературные вечера;
  • фольклорные праздники;
  • ярмарки;
  • КВН;
  • введение речевых традиций;
  • вечер вопросов и ответов.

Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными тогда, если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Родители на данных мероприятиях могут читать стихотворения вместе со своим ребенком, петь песни и рассказывать интересные истории, например о профессии, имеют возможность проявить свои знания.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами развития речи детей.

Основная роль продолжает принадлежать коллективным формам общения как собрания, групповые консультации. Данные формы использовались и раньше, но здесь изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные:

  • общее родительские собрания;
  • родительские собрания в группах;
  • консультации;
  • проблемно-теоретический семинар;
  • работа семейных клубов;
  • мастер-класс;
  • организация педагогической библиотеки.

Познавательные формы организации общения педагогов и родителей выполняют выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей.

Наглядно – информационные формы организации общения условно разделены на две подгруппы: информационно – ознакомительные и информационно-просветительские.

Задачами одной из них - информационно – ознакомительной - являются ознакомление родителей с дошкольной организацией, особенностями его работы по развитию речи детей, с педагогами, занимающимися с детьми, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольной организации.

В информационно-ознакомительную форму мы включаем проведение Дней открытых дверей и открытых занятий. Здесь так же можем говорить о данных формах общения как о нетрадиционных, в связи с тем, что дошкольное учреждение стало более открытой системой. У родителей имеются возможности увидеть не только стиль общения педагогов с детьми, но и самим включиться в общение и деятельность детей и педагогов.

Родители становятся активным участником жизни детей при посещении группы. Они могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.

Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию выставок и др.

Данная педагогическая разработка позволяет решить поставленные проблемы и плавно включает родителей в образовательный процесс как равноправных участников.

Степень эффективности сотрудничества обусловлена положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу по развитию речи детей, осознанием её целей и личностной заинтересованности.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика