Роль совместной деятельности музыкального работника и воспитателя (дуэт).

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Абуталипова Найля Касимовна

воспитатель, бакалавр,

г.Петропавловск

 «Особое внимание должно быть уделено системе дошкольного образования

 как первой ступени непрерывного обучения, стимулирующего развитие детей,

 обеспечив их эффективными программами для развития творческих

и интеллектуальных способностей».

 Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации

«Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность»

 Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 31 январь 2017г.

Младший дошкольный возрастважнейший период в развитии ребенка. Происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Поэтому Программа воспитания и обучения детей  младшего дошкольного возраста  предусматривает обеспечение  развития личности ребёнка, раскрытие индивидуальных возрастных возможностей и способностей детей,  через  компетентностное физическое, познавательное, коммуникативное, творческое и социальное развитие младшего дошкольника.

Результатом развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является личность, обладающая ключевыми компетентностями, умеющая взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, владеющая основами физической культуры и здорового образа жизни. Для этого воспитателю необходимо в своей деятельности учитывать различные аспекты окружающего мира, внутреннего мира человека, общественные, социальные, личные отношения, природные и сезонные явления, мир техники, игрушек, литературы, искусства, мир чувств, эмоций и другие.

Air Max

Главные задачи этого этапа: обеспечение эмоционально-положительного самочувствия детей, поощрение и поддержка проявлений детской самостоятельности, накопление чувственного опыта предметно-познавательной деятельности, совместной с взрослым.

Перед воспитателем стоит задача, как используя новые игровые методы и технологии добиться высокого результата, качественно нового уровня образования. Учитывая  принцип педагогической дидактики  «от простого к сложному», воспитатель может использовать в своей деятельности интегрированные занятия направленные на художественно-эстетическое воспитание младших дошкольников; реализацию программного содержания образовательной области «Творчество» способствует развитию эстетических эмоций и чувств детей, формированию элементарных знаний, умений и навыков в области музыки, пения, изобразительного искусства.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Еще недавно такой покладистый ребёнок, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Воспитатель должен поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать его веру в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Необходимо помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности, направить на позитивное восприятие мира.

Младшие дошкольники – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, в речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т.п.). Эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность младших дошкольников в детском саду является основой для решения всех воспитательных задач.

Образовательная задача реализуется через  организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

В этот период для большинства детей характерен высокий уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, что делает этот вопрос чрезвычайно благоприятным, доступным, нетрудоёмким для занятия музыкальной и познавательной деятельности.

Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие ребёнка, «заражает эмоциями». «Язык души», так принято говорить о музыке  потому, что она обладает сильным воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, и нельзя исключить при этом и воздействия на область разума.

Музыка в звуковых образах обобщенно выражает существенные процессы жизни. Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежат интонации человеческой речи, - такова природа музыкального образа.

В музыке проявляется способность сознания сочетать  чувственное, психическое, духовно-созерцательное, рассудочно-интеллектуальное, интуитивное, эмпирическое, игровое, интонационно-физиологическое, телесно-моторное, фантазийное и прочие начала. Музыкальные переживания, эмоции не тождественны эмоциям бытовым, первичным. В музыке отражаются настроения и переживания человека, его эмоциональный мир. В этой сфере возможности музыкального искусства неисчерпаемы. Тонкость и сила, разнообразие душевных состояний, раскрываемых в музыке, составляют, по существу, основное содержание музыкального искусства.

Важно отметить, что музыка отражает эмоциональный мир социально конкретного человека, систему психологической жизни человека определенного времени, определенной национальной принадлежности, определенного социального слоя. Поэтому музыкальное искусство оказывается способом отражения социальной действительности и фактором передачи социального психологического опыта.

 Музыка выражает наши мысли, так же непосредственно и наглядно, как слово писателя, картина художника, драматическое произведение. Музыка ближе таким искусствам  как хореография, которая тесно связана с музыкой, служит ей не только фоном, но, более того, своего рода «вдохновительницей» движений.

Музыка  лишена жизненных прообразов, но очевидна связь с непосредственностью, какую мы видим, например, в искусствах изобразительных. Характер человеческих переживаний, смены их интенсивности отражены и в эмоциональной окраске музыки и в ее динамике.

В природе огромное значение имеет повторность — смена, которой содержит контраст, противопоставление: свет и тьма, тепло и холод и т. д. А известно, что и повторность и контраст представляют собой основополагающие принципы музыкальной формы.

Музыка  связана с обыкновенной словесной речью. Как  разговорная речь есть своего рода мелодия: разве не слышим мы в ней повышений и понижений, ускорений и, замедлений, отдельных фраз, выразительные интонации словесной речи — такие, как интонация вопроса, восклицания, жалобы, — оказали сильное воздействие на мелодию.

Таким образом, воспитатель, организуя учебную деятельность, может при  помощи музыки привлечь внимание детей, а при помощи специальных музыкальных эффектов, отрывков произведений, песен, музыкальных игр, упражнений танцев  передать информацию познавательного характера. При этом информация запоминается, так как эмоционально  окрашена, а дети приобретают определённый социальный опыт.

Киска к деткам подошла,                                  Куд- куда, куд- куда,

 Молока просила .                                             Ну куда же вы, куда.

«Мяу» –говорила,                                              Ну- ка быстро под крыло,

                                                                             Ну куда вас понесло.

 

Дети с большим удовольствием посещают музыкальные занятия, чувствуют прилив энергии и поэтому обладают большой работоспособностью  в учебной деятельности. Поэтому нужно не упустить момент дифференцированного подхода  и возможности получения более сложного материала, что даёт возможность использовать в организованной учебной деятельности  метод интеграции. Здесь приходит на помощь образование  педагогических «дуэтов», где два педагога во время организованной учебной деятельности могут реализовать цели  обучения двух разделов.

Например: когда необходимо  познакомить детей с домашними животными  в первой младшей группе необходимо  запомнить внешний вид, название животного и отличать от других животных. Реализовать цель по разделу «Естествознание» необходимо посредством  следующих задач: рассмотреть животное; отметить отличительный признак; определить размеры; развивать артикуляционный аппарат (звукоподражание); определить повадки и особенности животного, какую приносит пользу; помочь запомнить животное.

Учитывая принцип системности и последовательности, данная информация будет реализовываться не единожды и может присутствовать в других разделах. Поэтому  лучшим способом закрепления, усвоения информации о домашних животных может проводиться в организованной учебной деятельности в разделе «музыка» и при использовании информационных технологий.

Практика показала:  заучивание детской песни «Есть у нас лошадка» не вызвало больших трудностей, так как  красочный видеоролик с доброй песней, украшенной звукоподражанием животных, вызвал положительные эмоции детей. При этом запоминание фраз песни не вызывало трудностей,  так как использовался  наглядный метод мнемотехника, т.е. детям показывали изображение животного, но фраза повторялась из песни.

Есть у нас лошадка- Игогошка.

И ещё собака, и ещё кошка.

Кошечка -мяу, мяу.

И собачка –гав, гав.

А лошадка, а лошадка – и-го-го.

У детей автоматически срабатывает механизм ассоциаций, что является характерной чертой художественного мышления(кошечка мягкая и гибкая, лошадка большая и крикливая, собачка  защитница). Решаются ряд познавательных задач. Для закрепления пройденного материала, воспитатель может провести подвижную игру, где дети могут  имитировать движения домашнего животного, что делает организованную учебную деятельность методически правильно организованной и выдержанной по структуре.

Таким образом, встреча с музыкой не только развлечение, учёные доказали,  что мелодия способна различно влиять на нервную систему и настроение человека:  музыка Баха развивает интеллект, произведения Бетховена пробуждают в каждом сострадание, мелодии Шумана приближают нас к пониманию мыслей ребёнка.  Звуки способны умиротворить, заставить любого забыть обо всем  и плакать от душевного счастья, что подтверждает о большом влиянии и роли музыки в жизни ребёнка. А правильно организованная  учебная деятельность легко воспринимается младшими дошкольниками и оставляет положительные и радостные эмоции, сохраняя информацию на длительное время. В этом заключается эффективность творческого  совместного труда музыкального работника и воспитателя.

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика