Жаңалықтар / Новости
  Педагогтердің кәсіби даму траекториясын шыңдау және үздіксіз білімін жетілдіру мақсатында  Қазақстан Республикасы Президенті  Н. Назарбаевтың 2018 жылдың 10 қаңтарындағы «Төртінші өнеркәсіптік революция жағдайындағы дамудың жаңа мүмкіндіктері» атты Жолдауын іске асыру аясында «Өрлеу» біліктілікті арттыру ұлттық орталығы» АҚ педагогтер үшін бейне-сабақтар мен бейне-дәрістердің «Педагогикалық идеялар панорамасы» байқауын жариялайды. В контексте реализации программы «Рухани жаңғыру» и Послания Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» объявляет конкурс видео-уроков и видео-лекций «ПАНОРАМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ» 
   |   

Формирование функциональной грамотности дошкольника на уроках английского языка

Рейтинг:   / 0


Смирнова А.С.,

учитель английского языка,

детский-сад «Чайка», г.Петропавловск

 

Центральная задача образования – воспитать желание и способность учиться; образовательная система должна производить не обученных, а обучающихся людей. Истинно гуманное общество есть общество обучающееся, в котором учащимися являются одновременно и деды, и отцы, и дети. Во времена крутых перемен будущее принадлежит тем, кто способен учиться.

Эрик Хоффер.

 

Приоритетные направления Государственной Программы развития образования Республики Казахстан на 2016-2019 гг. ставят проблему обновления содержания дошкольного воспитания образования, одним из аспектов которого станет раннее обучение иностранному языку, и в связи с тем, что в 2021-2022 у.г. планируется обучение в средней школе некоторым предметам на английском языке, опыт педагогов английского языка, практикующих в детском саду в настоящее время, необходимо изучать и обобщать.

Кроме того, остается актуальным и развитие функциональной грамотности дошкольника, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.

С учётом этого определен выбор темы статьи «Формирование функциональной грамотности (далее - ФГ) дошкольника на уроках английского языка», где мы постарались охарактеризовать основные приемы нашей работы. Теоретическая основа нашей статьи: мировой опыт западных специалистов Sticht Thomas [1]. Труды российских ученых Андреевой А.Д. [2], Лебедева О.Е. [3], Губановой М.И. [4], Лебедевой Е.П. [4] , Асмолов А.Г [5]. Проблема: раннее обучение иностранному языку имеет свои принципы с точки зрения психо-физиологических особенностей детей в возрасте с 3-5 лет и с 6-7 лет; в связи с этим формирование основных компетенций должно происходить именно в этом аспекте.

Задачи учителя английского языка в аспекте ФГ и ожидаемые результаты:

  • Øформирование активного интереса к обучению;
  • Øмотивирование детей к изучению английского языка;
  • Øразвитие способности к анализу и поиску ситуаций для практической реализации знаний;
  • Øсоотношение изученной лексики с фразами и словами из родного языка, умение находить им эквиваленты;
  • Øинтеграция уроков английского языка с другими предметами дошкольного образования;
  • Øвзаимодействие с родителями для успешного обучения английскому языку.

Гипотеза: мы предполагаем, что в условиях дошкольного образования процесс формирования ФГ ребенка на уроках английского языка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями. Практическая значимость статьи заключается в том, что в ней репрезентирована разработанная и обоснованная система раннего обучения иностранному языку детей в ЧУО «Детский сад «Чайка» в аспекте ФГ.

Для формирования активного интереса к обучению учитель должен создать условия для того, чтобы интерес ребенка к изучению английского языка всегда был высоким. Этому способствует план занятия, который должен быть продуман, построен, опираясь на коммуникативные и личностные потребности учеников.


Вместе с тем одним их главных условий формирования интереса к обучению становиться личность учителя, активное воспитательное воздействие в общении. Самому учителю в ходе своих занятий следует держаться как можно ближе к детям, внимательно слушать их, относиться с уважением. Я предпочитаю смотреть на своих воспитанников, как на взрослых людей именно в плане общения, постановки вопросов, стараюсь помочь им сформировать собственную систему ценностей. Так, на уроках английского языка мы не только знакомимся с новой лексикой, но и обсуждаем необходимость дисциплины на занятии, умение нести ответственность за свои слова и поступки. Во время занятий я очень внимательно слежу за тем, как дети общаются между собой, с самого начала симпатии и антипатии становятся очевидными. Это выражается в том, что некоторые из ребят хотят сидеть рядом с кем-то определенным, и не хотят с другим, а кто-то и вовсе садится рядом со мной, учителем. Когда оказывается, что какое-то определенное место занято, возникает конфликтная ситуация, в которой дети совершенно по-разному могут себя повести. Кто-то решает проблему просто – садится на другое место рядом, кто-то начинает сдвигать ребенка, который занял то желанное место. В этом случае, я объясняю, что так делать совершенно недопустимо, вынимать стул из-под другого человека, ведь это может привести к травмам, можно упасть и удариться. Я прошу каждого из учеников представить, что было бы, если бы из-под них стали вынимать стул и как бы они при этом себя чувствовали. Представив себя на месте «жертвы», дети сразу начинают размышлять, переосмысливать свои действия, действия своих товарищей, говорят, что так вести себя нельзя, недопустимо обижать своих друзей, нужно, наоборот, помогать и совсем не важно, кто и где сидит на уроке, ведь занимаемся мы все равно все вместе. Результатом такой работы является тот факт, что детям становится интересен не только изучаемый предмет, но и учитель как личность, как тот взрослый, который считается с ними, как с равными.

Мои ученики дают мне дельные советы по использованию планшета на занятии. Они сами очень продвинуты в плане технологического прогресса, у каждого имеется свой сенсорный телефон или планшет, поэтому, мы с ними часто обмениваемся опытом в использовании этих гаджетов. Случается так, что планшет может не заработать, устройство прекращает воспроизводить видео файлы и музыку, что во время занятия немного меняет его ход. Мои ученики, как только возникает какая-то из подобных проблем, советуют мне нажать на кнопку «power», перезагрузить планшет, проверить, нет ли на моем устройстве вирусов, скачать программу для поиска ошибок, и всё это говорят мне 5-6 летние дети! Конечно, это уже не новость, что дети сейчас очень быстро осваивают компьютеры и смартфоны, однако меня всегда удивляет то, как быстро в их детской голове срабатывает механизм для поиска решения проблем такого рода, при чем мне самой порой не придет в голову сделать что-то с моим планшетом. Советы учеников очень полезны мне, так же это вселяет в них уверенность в себе, демонстрирует, что они в состоянии помочь взрослому человеку, поднимает настроение. Вместе мы обсуждаем разные приложения, игры, которые я использую на занятии, объясняю, как скачать такое же на их собственный телефон, чтобы повторить новые слова по теме «Фрукты» или как найти ту самую игру, в которой можно повторить произношение букв английского алфавита.

Также на своих занятиях я использую обучающие видео: короткие ролики, в которых персонажи говорят по-английски, поют песенки, называют разные предметы в зависимости от темы. Моим ученикам очень нравится просматривать эти ролики снова и снова, потому что такой вид деятельности им кажется простым, однако они не замечают, как благодаря многократному просмотру видео, повышается их словарный запас.

Мотивирование детей к изучению английского языка Ребёнок должен быть уверен, что полученные им знания, обязательно ему пригодятся, облегчает его дальнейший труд в школе. Поэтому мы на уроках английского языка, берем на изучение те темы, с которыми детям придется столкнуться в школе, разучиваем несложные конструкции из нескольких предложений, ответы на вопросы.

Персонализация в вопросах очень важна в любой теме, так как, когда ребенок начинает рассказывать о себе, о том, что интересно лично ему, информация усваивается гораздо быстрее. Уже спустя два занятия ребята с лёгкостью отвечают на вопрос, какой цвет им нравится или какое животное у них самое любимое.


Считаю очень значительной роль игры-пантомимы на моих уроках. Ребята преображаются, раскрепощаются, показывая перед всей группой, насколько артистичными они могут быть. Для многих детей такая активность на уроках является несложной, они весело и с радостью начинают кривляться, пытаясь объяснить без слов, какое же животное они загадали. Другим ребятам пантомима даётся сложнее, некоторые только спустя несколько занятий готовы выйти и показать что-то перед остальными. Я считаю этот опыт очень полезным и значимым, так как он не только развивает мышление, но и помогает детям справиться со стеснением, помогает им стать более уверенными в себе, что в дальнейшем обучении в школе будет большим плюсом.

Развитие способности к анализу и поиску ситуаций для практической реализации знаний. В нашей реальности дошкольники довольно часто сталкиваются с носителями английского языка. Они ездят в путешествия со своими родителями, и заграницей понимают, что знание английских слов и выражений может пригодиться не только в стенах школы, но и на отдыхе. Знание таких простых фраз ,как «My name is Masha.» «I am six years old.» «My favorite fruit is watermelon.»,

способны существенно облегчить детям процесс адаптации в другой стране и повысить их коммуникативные навыки.

На наших уроках после изучения какой-то темы проводим анализ и вместе обсуждаем, где, в какой ситуации нам могли бы пригодиться эти новые слова, новые выражения на английском языке. Мы стараемся смоделировать обстоятельства, в которых мы используем полученные знания, играем короткие сценки, задаем, друг другу вопросы, притворяясь иностранцами, разыгрываем диалоги. Главная сложность заключается в том, что в дошкольном возрасте ребенку сложно осознать, что есть люди, которые говорят не так, как мы, не по-русски и по-казахски.

Соотношение изученной лексики с фразами и словами из родного языка, умение находить им эквиваленты. Слушая рассказы учителей о важности изучения английского языка, они стараются представить, как эти англичане общаются, и здесь очень важно провести параллель с родным языком. Потому каждую фразу, каждое слово мы переводим на русский язык, для того, чтобы эта информация проще усваивалась. Я на своих занятиях перевожу детям дословно некоторые фразы, что на их родном языке звучит несколько забавно, например:

вопрос «How old are you?» дословно переводится «Насколько ты старый?», дети начинают смеяться и, таким образом, этот позитивный момент в занятии способствует скорейшему запоминанию банального вопроса «Сколько тебе лет?».

Мои воспитанники принимали участие в городском, где заняли второе место, и областном конкурсе «Бала тілі бал», в котором продемонстрировали свое умение рассказывать о себе, о детском саде, о своих увлечения на трёх языках, они исполнили песню на английском языке и сыграли сценку об Алдаре Косе на казахском языке. Дети очень старались, держались уверенно и отлично воспроизвели всю конкурсную программу перед членами жюри.

Интеграция уроков английского языка с другими предметами дошкольного образования (апробация: открытый урок и статья)

Нами было разработано интегрированное занятие по математике и английскому языку с применением ИТК, которое было представлено на городском семинаре по теме: «Совершенствование профессиональной компетентности педагога как средство повышения качества образования в ДОУ». Темой занятия являлось закрепление счёта до 10 и обратно, соотнесение количества предметов с цифрой, закрепление понятий «высоко», «низко», названий геометрических фигур и их свойств на двух языках (русском и английском). Целью данного урока было закрепить знания о цифрах; научиться правильно, считать и соотносить количество предметов с соответствующей цифрой; повторить названия цветов, развивать мелкую моторику рук.

Занятие проводилось в средней группе, поэтому на протяжении всего урока дети были погружены в атмосферу мультфильма «Лунтик». Физкультминутка проходила следующим образом: «Друзья хотели познакомить Лунтика со своей поляной, на которой живут, они предлагают полетать над цветочным лугом и речкой вместе с бабочками! Дети берут бабочек в правую руку и бегают по группе на носочках под музыку.

- Полетели высоко-высоко (подняли ручки вверх), опустились низко (сели на корточки). Затем дети кладут бабочек на цветочки , сделанные из цветного картона.»

Далее был детям был задан вопрос : «где живут земные друзья Лунтика? И какой формы бывают их домики?» Дети, окруженные сказочной полянкой незамедлительно показывают свои знания геометрических фигур, отвечая: «квадрат, square, круг, circle, треугольник,triangle, овал,oval, прямоугольник, rectangle ». Затем из цветных лент дети в парах строят домики для друзей Лунтика разной формы, охотно называя цвет и форму каждой норки. Далее мы заселяем земных друзей Лунтика в домики, дети помогают называя каждого героя по имени, Корней Корнеич, Пчелёнок, черепашка тётя Мотя. Однако, один домик остается пустым, а тот кто в нем живет спрятался от детей. Проводится дидактическая игра «Найди, где спрятался!» в ходе которой дети называют свойства плоских фигур (размер,цвет, форма) на русском и английском языках. Когда потерянный персонаж найден, мы переходим к повторению счёта до 10 также на двух языках, затем считаем, сколько норок мы построили и вешаем на каждый домик табличку с номером, тем самым закрепляем умение соотносить количество с цифрой. По сюжету мультфильма у персонажа Корнея Корнеича много норок, но номерки на них сломались, детям предлагается помочь ему их починить, для этого на планшетах ученики открывают игру, в которой им нужно склеить части одной цифры. Планшеты оснащены сенсорным экраном, поэтому дети легко справляются с поставленной задачей. Далее ученики выполняют подобное задание, но только сопоставляют предметы одного цвета: вешают на окошки в норках шторы, подбирая их к цвету окна и называя цвета вслух: «красный! red! синий! blue! фиолетовый! purple!» .

В ходе занятия главный акцент делается на то, что ведущую позицию занимают сами дети, воспитатель и учитель английского языка лишь направляет их. Стоит отметить, что дети с огромным удовольствием выполняют умело спланированные задания, не замечая как переключаются с родного языка на иностранный. Дети играют, танцуют, поют и рисуют, чувствуют себя раскованно, процесс их обучения проходит в очень непринужденной форме. Смена деятельности их очень интригует, каждый ребенок старается показать свои знания в следующем задании, верно называя цифру, цвет или геометрическую фигуру. Дети строят космические корабли используя блоки Дьенеша, предварительно прочитав условие на карточках символах. Затем в командах из 2-3 человек ученики выкладывают ракеты, например, только из круглых блоков или только из красных. Завершая урок, дети отправляют земных обитателей поляны на Луну в гости к Лунтику, выполняя задание на планшете, которое требует расположить пассажиров ракеты по цвету. Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на занятии необходимо использовать большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов). Их следует распределить так, чтобы дети могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать, что и было воплощено в жизнь на нашем уроке.

Интегрированное занятие отличается своей четкостью, компактностью, большой информативностью учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах. Еще одной особенностью является логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов.

Также нами была написана статья на аналогичную тему и опубликована в информационном научно-методическом журнале «Педагогический поиск».

На интегрированных музыкальных занятиях и уроках английского языка обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности, например, рассматривание такого понятия, как "настроение", с помощью произведений музыки, литературы, живописи. Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ. В предновогодний период мы изучаем рождественские песни английского фольклора, на своих занятиях я даю детям возможность прослушать разные варианты одной и той же композиции, где может меняться ритм и слова песни. Дети заучивают песни наизусть и с удовольствием поют их даже без аккомпанемента и с лёгкостью и радостью исполняют их на утренниках. Моими коллегами отмечается важность и эффективность совместной работы с детьми.

Погружение в тему требует не только слаженной работы всех педагогов детского сада, но и организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников. О готовящемся интегрированном занятии, его теме и содержании им сообщается за месяц до проведения. Педагоги дают родителям рекомендации, чем они могут заняться с ребенком в домашних условиях в целях подготовки к занятию. Целостно-интегративный подход к педагогическому процессу позволит дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения на одном занятии.

Взаимодействие с родителями для успешного обучения английскому языку. Чтобы обучение иностранному языку проходило спокойно, нужно чтобы ребенок осознавал резонность этого обучения. Одному учителю тяжело всегда поддерживать и оправдывать ожидания своих воспитанников, поэтому интерес к иностранному языку должны проявлять и родители ребенка. Родителям зачастую кажется, что их детям дают недостаточно материала для запоминания. Мама моего ученика, встретив меня, поблагодарила за проделанную работу и спросила, что бы еще подучить, так как та лексика, которая висит на стенде в группе, ими уже пройдена. Я посоветовала проработать те же слова, но немного изменить подход, спросить перевод сначала с русского на английский, а затем с английского на русский, позадавать друг другу несложные вопросы на английском, притворившись, что они не знают друг друга, узнать, как кого зовут, сколько им лет, какой цвет они любят. Детям очень важно поделиться, рассказать о том, что нового они узнали на уроке, какие были новые слова, и когда родители поощряют их стремление к знаниям, это очень благотворно сказывается на усвоении материала. Повторив изученную тему дома с родителями, детям проще запомнить новый материал, и, соответственно, воспроизвести его на следующем уроке. Ребенок должен ощущать, что делает всё правильно, что это необходимо для развития его способностей, что его успехи радуют родителей и воспитателей, тогда можно отметить очень высокую степень мотивированности к изучению английского языка.

Для того, чтобы родители были осведомлены, о том, какие темы изучаются их детьми на занятиях английского языка, я делаю выставочные стенды, в которых предоставляю информацию об изученной лексике. На этих стендах отображены сразу несколько лексических тем, разговорные фразы с переводом, чтобы у детей была возможность дома вместе с родителями повторить пройденный материал. Это очень удобный способ донесения информации, ее можно сфотографировать на свой телефон и при необходимости распечатать, при этом фотография будет храниться на карте памяти.

Также для мониторинга своей работы, я предлагаю родителям заполнить анкеты, в которых они отвечают на вопросы о качестве знаний и заинтересованности своих детей, о доступности изложения материала и могут поделиться своими пожеланиями, высказать свое мнение.

Результативность.

Работая в детском саду, где не выставляются оценки, как в школе, оценить результаты и отследить прогресс отдельных ребят составляет определенную сложность. Однако в выпускных подготовительных группах детского сада уделяется особое внимание отслеживанию динамики знаний воспитанников. В связи с тем, что в настоящее время интерес к изучению и уровню владения английским языком возрастает, то родителей будущих школьников волнует, насколько их ребенок подготовлен к дальнейшему обучению в школе. В этой связи, мною была разработана таблица критериев, благодаря которой можно отследить успеваемость по английскому языку.

В дошкольном учреждении главной целью обучения английскому языку является создание словарной базы, на основе которой в дальнейшем ребенку будет легче перейти на новый уровень изучения языка. Критериями оценки успеваемости по моему предмету могут служить следующие пункты:

  • Øзапоминание слов и лексических конструкций;
  • Øверное понимание значения (перевод);
  • Øпроизношение;
  • Øготовность к изучению английского языка;
  • Øдисциплина на занятии;
  • Øпосещение занятий.

Дисциплина на занятии очень важна, так как если ребенку сложно сосредоточиться, ему будет трудно запоминать новый материал; этот пункт определяет готовность к изучению языка, как правило, если ребенок готов и заинтересован в освоении нового, он ведет себя сдержанно и не отвлекается на посторонние темы во время урока.

Результаты наблюдения и анализа, опрос родителей и коллег показывает, что в группах от 5 до 7 лет дети демонстрируют активный интерес к обучению, так как они достаточно мотивированы и понимают необходимость обучения. Воспитанники способны самостоятельно привести примеры ситуаций для практической реализации своих знаний; умеют соотносить изученную лексику с фразами и словами из родного языка, находить им эквиваленты.

 

Список литературы:

1. Sticht Thomas. Functional literacy skills curriculum for the Secondary School. Paper for the American Educational Research Association meetings.Distributed by ERIC Clearinghouse, Washington, D.C., 1974.

2. http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2013-06%202/Andreeva.pdf

3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С.3-1

4. http://www.school2100.ru/upload/iblock/1ad/1adbe3e3e59ac9bd86f489784fdcc80d.pdf

5. Асмолов, А. Г. Как проектировать универ‑ сальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли : пос. для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – 151 с.

6. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2016-2019 годы.

Эссе на тему «Молодой специалист»

Рейтинг:   / 0

Марышева Е.А.,

педагог по ИЗО,

ГККП "ясли-сад №5",

 г. Рудный,

Костанайская область

 

Самым важным явлением в школе,

самым поучительным предметом, 
самым живым примером

для ученика является сам учитель. 
А. Дистервег


            Я – молодой педагог, который сравнительно недавно вышел из стен своей родной школы и института. Возможно, именно поэтому я считаю, что для каждого ребёнка важно найти свой подход, быть услышанным и понятым. Но так же я понимаю, что определённого правила или методики может и не существовать вовсе. Ведь каждый ребёнок он единственный и неповторимый, он просто особенный. Я считаю, что, к профессии педагога должна быть некая предрасположенность, чувствовать сердцем каждое сердце воспитанника - это даже не талант, это дар. Дар, который даётся единицам. Ему не учат в институтах и на курсах.  

Подробнее...

Обучая ребенка лишь одному языку, мы ограничиваем его возможности

Рейтинг:   / 0

Кто раньше начинает – остается впереди

Букебаева Н.С.,

учитель казахского языка,

ясли-сад №5,

г. Рудный,

Костанайская область

Государственный стандарт дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан предусматривает обучение детей казахскому языку с трехлетнего возраста. Целесообразность такого начала обучения обусловлена тем, что этот период развития ребенка харак­теризуется интенсивным формированием познавательных процес­сов, более быстрым и легким, чем на последующих ступенях, усвое­нием умений и навыков. Успешному усвоению языка способствует и ряд психологических особенностей, присущих детям-дошкольникам: высокая восприимчивость и активная память.

Подробнее...

Использование элементов логоритмики в психофизическом развитии дошкольников

Рейтинг:   / 0

Николаева Ю.В.,

детский сад «Родничок»,

 г.Костанай, Костанайская область

Логоритмика в психофизическом развитии детей дошкольного возраста.

В последние годы всё чаще отмечается   увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Причины и степень тяжести многообразны. Здесь нельзя не вспомнить слова Сухомлинского о том, что ум ребёнка сосредоточен на его кончиках пальцев. Современный педагог, имея базовые знания детской психологии и физиологии, свободно может использовать элементы логоритмики в своей работе с детьми. Эту помощь вполне возможно оказать в условиях обычного дошкольного

Подробнее...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Рейтинг:   / 0

Аубакирова А.Г.,

детский сад «Ивушка»,

г. Петропавловск

 

Исследования М.М. Кольцовой показали, что существует взаимосвязь между координацией мелких движений руки и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. 

Подробнее...

Воспитание словом: риторический аспект дошкольного образования

Рейтинг:   / 0

Куринная А.Ф.,

кандидат педагогических наук, доцент,

Запорожский областной институт последипломного педагогического образования

Запорожского областного совета,

г. Запорожье, Украина

Современное языковое воспитание в открытом образовательном пространстве предполагает его непрерывность и развитие творческой инициативы, умений и навыков продуктивного общения, которое следует начинать с самого раннего возраста и продолжать всю жизнь, так как серьёзное отношение к умению владеть родной речью является залогом жизненного успеха. Античный ритор М.Ф. Квинтилиан, автор фундаментального труда в помощь учителям риторики и будущим ораторам, настаивал на обучении детей риторике с семилетнего возраста, «ибо все, чему в нежном и неопытном возрасте научаешься, глубже в умах укореняется».

Подробнее...

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика