ВОПРОСА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Харина Н.Ю.

КГУ «Школа-лицей «Дарын»

г.Петропавловск

 

Обновлённая программа раскрывает конструктивистскую теорию обучения. Такие подходы к обучению, по сравнению с «традиционными» подходами передачи знаний, приводят к повышению успехов обучения. Конструктивистские подходы основаны на концепции понимания учащимися новых знаний и понятий и их взаимодействия с имеющимися знаниями. Важным моментом здесь является то, что предыдущий опыт учащихся оказывает влияние на то, как они принимают новые концепции и, без учета этого, знание может быть поверхностным, а не глубоким. Такая незначительная проблема будет препятствовать применению знаний, критическому мышлению и рефлексии, в тех областях, о которых говорилось выше, что очень важно для учащихся и их успешности в современном мире.

Nike Air Max 270

В связи с вышесказанным важно более подробно рассмотреть вопросы преемственности разных ступеней непрерывного обучения, воспитания и развития детей.

Преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка. Преемственность с точки зрения детского сада - это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения, а с позиции школы - это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения. Это подразумевает организацию работы с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.

Часто готовность ребёнка к школе определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения, прежде всего таких школьных учебных предметов, как грамота, математика.

Но преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не только наличием предметных знаний и навыков, но и тем развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки (любознательность, стремление к расширению знаний, коммуникативные умения, инициативность, самостоятельность ,активность)

Согласно обновлённой программе образования, педагогический подход в рамках предметов начальных классов основывается на активном обучении. При таком подходе учащиеся принимают активное участие в процессе обучения, а потому сами для себя определяют его значимость. Это более мощный инструмент для обучения, нежели когда учитель дает знания пассивным учащимся. Для понимания учащимися программы, они должны активно вовлекаться в учебный процесс, а не пассивно потреблять информацию. Важно, чтобы учащиеся имели возможность участвовать в действиях, которые позволяют им работать и обрабатывать полученные знания и развивать свои навыки.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя и воспитатели должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях и школе, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика.

Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Поступление в школу коренным образом меняет положение ребенка в социуме. Учение - то, что он теперь должен заниматься. Всё остальное в его жизни, его поступки, его отношения со сверстниками и с взрослыми теперь. Рассматриваются через призму этих обязанностей. Не смотря на общее желание каждого ребёнка стать хорошим учеником, существуют индивидуальные особенности, помогающие, а иногда и мешающие им добиться своей цели. Понимание этого - главное для учителя. В рамках новой парадигмы образования большое внимание уделяется индивидуальности ребенка и его развитию.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, то есть – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию , и все это совершается или должно совершаться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

И не случайно, в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования Казахстана

Основанием преемственности являются:

  • развитие любознательности;
  • развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
  • формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
  • развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками)

Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:

  • на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения;
  • школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:

  • координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;
  • обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребёнка.

Развитие есть не само знание, а умение его использовать, не само знание, а умение его добывать, не само знание, а знание своего незнания. Это совокупность новообразований, которые принципиально отличают ребенка от его же самого до начала учения.

Первое знакомство с индивидуальными особенностями будущего ученика, его способностями и развитием начинается у учителя во время посещения детского дошкольного учреждения, классов предшкольной подготовки или во время первых дней ребёнка в школе. Сделать это нужно заранее.

За это время ребенок вместе с учителем во время беседы заполняет анкету, проходит несколько субтестов. Пока ведется собеседование с ребёнком, родители также заполняют анкету.

На данном этапе учителя заботятся не столько о шаблонном заучивании готовых форм, сколько о развитии самодеятельной личности с критическим умом и самодеятельным отношением к окружающей действительности. Поэтому, при собеседовании используются задания, которые могут выявить интеллектуальный уровень развития детей.

Например: Аналоги. Сопоставь слова и найди пару:

Морковь - огород, грибы - ?

Запрещенные слова. Нельзя при ответе на вопрос говорить «да», «нет», называть цвета.

У тебя глаза какие?

Кошки живут в воде?

Задачи в косвенной форме.

На птичьем дворе гуляло 5 цыплят, это на 2 птички больше, чем утят. Сколько утят гуляло на птичьем дворе.

Дополнить слоги до слов ША…

Работа во время собеседования идёт и в следующих направлениях:

  1. Элементарные математические представления и понятия.
  2. Логопедическое.
  3. 3.Навык чтения и письма.

Присутствие родителей во время данного первого знакомства, желание учителя найти в каждом ребёнке искру одарённости, придает уверенность малышу, и многие из них уже на данном этапе высказывают желание пойти в «эту школу». А желание является залогом успешного адаптационного периода, который бывает сложен для ребёнка при переходе из детского сада в школу.

Литература:

  1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. – Астана. – 2010. – 63 с.
  2. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 г. № 319 // Казахстанская правда. – 2007. – 15 августа.
  3. Развитие системы общего среднего образования в современном мире: Учебное пособие / Сост. Абылкасымова А.Е., Ушуров Е.А., Омарова Р.С. – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003. – 112 с.
  4. Рысбекова Ж.К. Педагогические проблемы подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе: автореф. … канд. Пед. наук:.13.00.01. – Алматы, 1997.– 25 с.
  5. Люблинская А.А. Преемственность в работе детского сада и школы // Начальная школа. – 22015. - № 8. – С. 23-27.

Краткосрочный план урока по математике № 1-1-36

 

*В контексте тем:

«Все обо мне», «Моя школа»

Школа: КГУ « Школа-лицей «Дарын»

Дата:«___27_»__10______20_16__г.

ФИО учителя: Харина Н.Ю,

Класс: 1 «__А__» класс.

Количество присутствующих: 30

                       отсутствующих:-

Тема урока:

Математическая карусель

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

1.1.3.3 ** понимать образование чисел

считать в прямом и обратном порядке в пределах 10;

1.1.1.2 читать, записывать число 9
1.5.2.2 использовать знаки «+», «-», «=», «≠», «>», «<»,цифры 1-9="" br="">

Цели урока:

Формировать умение устного сложения и вычитания. Отработка навыков табличного сложения и вычитания до 9. Формировать умение устного сложения и вычитания. Отработка навыков табличного сложения и вычитания до 9.

Критерии успеха

Активизация познавательной деятельности детей через задания повышенной сложности.

 

Привитие

ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные

связи

Взаимосвязь с предметами: обучение грамоте на родном языке, самопознание, познание мира, естествознание..

Навыки

использования

ИКТ

На данном уроке учащиеся используют

Предварительные

знания

Учащиеся имеют целевую установку на отработку математических навыков, понимают ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной, и жизни; ориентируются на понимание причин успеха в учебе.

 

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

 

Ресурсы

 

Начало урока

Упражнение «С добрым утром!».

Учитель. Просыпайся!

Дети. Просыпаюсь! (Выполняют на месте шаг вперед.)

– Поднимайся!

– Поднимаюсь! (Руки вверх, потянуться.)

– Умывайся!

– Умываюсь! (Ладошками дети «умывают» лицо.)

– Обливайся!

– Обливаюсь! (Встряхивают кистями рук.)

– Вытирайся!

– Вытираюсь! («Вытирают» лицо.)

– Одевайся!

– Одеваюсь! (Похлопывают себя по плечам.)

– Собирайся!

– Собираюсь! (Поворачиваются вокруг себя.)

– И прощайся!

– И прощаюсь! (Делают прощальные взмахи над головой.)

 

Критерии успеха

 

 

 

 

Середина урока

 

1.3апись даты урока в тетради.

2.Математический диктант с комментированием.

6 увеличить на 4; 9 без 7; 5 да 3; первое слагаемое - 4, второе слагаемое-0, сумма-?; на сколько 9 больше 6, уменьшаемое -10, вычитаемое -0, разность - ?; результат сложения 1 и 1; результат вычитания из 10 8; 8 - это 4 да..., разность 6 и 3

- Какие разные цифры мы записали? Составьте из первых 4 цифр число, прочитать его (1022). Анализ данного числа. Какое двузначное число можно составить из цифр 4 и 3, цифры не должны повторяться. Запишите наибольшее (43). Анализ числа.

Как эти числа связаны со школой-лицеем «Дарын»?

 

1022- количество учеников в школе - лицее «Дарын».

43-количество классов в школе.

- Какие многозначные числа вы можете назвать, ориентируясь на нашу
школу и класс? (кабинет№17, 25 учеников в классе, 30 уроков в неделю)
3.Работа по карточкам (по выбору).

1вариант работы: обычные выражения на нахождения суммы и разности:

7-2-1= 2+2+2=

5-4+1= 3+4-2=

4-1-2= 4-3+2=

2 вариант работы: 5+.=

7-.=3 .+5=8

.-3=6 .+2=7

6-.=4

4.Составить задачу по краткому условию. Дополнить краткую запись недостающими элементами. Составление и решение обратной задачи (устно).

  1. 1ряд -8 д.
  2. 2ряд-10 д.

Первое знакомство с понятием обратная задача. Запись только прямой.

Устно решить задачу. Ответ дать учителю « на ушко».

На первом ряду сидят 8 человек, это на 2 человека меньше, чем на 3 ряду.

Сколько человек сидит на 3 ряду?

Так ли это в нашем классе? (10)

5.Неравенства.

Сравнить число 7 с другим меньшим числом. Определить на сколько одно

число меньше другого?

Сравнить число 7 с выражением.

Сравнить выражение, которое имеет значение 7 с другим выражением.

6. Решение числового выражения.

7-3+5-4-2+5-3-5

Проверка в парах.

- Кто за работу в тетрадях может поставить себе «5»?

7.Расшифровать слово «перемена». Найти его числовое значение.

П=6-5

Е=П+Н

Р=П-П

Е=Е

М=Р+3

Е=Е

Н=П+2

А=0

Анализ двузначного, нечетного числа 19, которое является числовым

значением слова «перемена».

8.Логическая задача.

10 человек шло в школу и встретило 9 человек, идущих из школы. Сколько

человек шло в школу?

 

Информационная доска

Критерии успеха

выполняют действия по предъявленному алгоритму, сравнивают свое решение с образцом и выставляют соответственно «+» или «–» (выполняют действие самоконтроля).

 

 

Конец урока

 

 

 

Критерии успеха

учащиеся смогут:

  • сравнивать предметы по цвету;
  • сравнивать предметы по форме;
  • сравнивать предметы по размеру.

Стикеры или фишки

Дифференциация

Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание

Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

 

К концу урока учащиеся научатся:

  • находить место числа на числовой прямой;
  • считать до девяти в прямом и обратном порядке;

Для проверки полученных знаний и навыков задайте учащимся вопросы:

  • Где находится число т о или иное число на числовой прямой?
  • Как можно получить число?

 

№1: Сколько зайчиков у нас,

Столько и подпрыгнем раз.

Сколько палочек до точки,

Столько встанем на носочки.

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки.

№2 На носочках ходят мыши.

Так, чтоб кот их не услышал.

 

                       

2021 © Филиал АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ» по СКО»

 
Яндекс.Метрика