Активизация познавательной активности учащихся начальных классов через личностно-ориентированное обучение

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Изотова Н.В.

учитель начальных классов

КГУ «Налобинская СШ»

Кызылжарского района, СКО

Учение – это не сосуд, который надо

                                                                                   заполнить, а факел, который надо зажечь.

Л.Г.Петерсон 

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену модели «образование-преподавание» пришло «образование-взаимодействие», когда личность ученика становится центром внимания педагога.

nmd r1 w blanch purple white sneakers 2016

   Личностно-ориентированный характер образовательного процесса не является принципиально новой проблемой. Педагоги-практики стремились сделать такую школу, где ученик был бы свободен. Но как сделать школьников активными и сознательными участниками учебного процесса, как сделать обучение интересным для ученика и выработать у него потребность в самообразовании? Все эти вопросы задаёт себе каждый учитель- практик. Хочется поделиться некоторыми приёмами работы, посредством которых удаётся осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению.

   Важно сделать школьника активным участником планирования, организации и проведения урока. В этом поможет приём «создание проблемной ситуации». Например, уроки математики в начальной школе включает следующие этапы:

- подготовительная работа к созданию проблемной ситуации;

- создание проблемной ситуации;

- организация осознания учебной задачи и принятия её школьниками;

- подготовка и организация системы моделирующих действий (или заданий) для выхода из проблемной ситуации;

- организация осознания необходимости и рациональности нового знания;

- организация ситуации, стимулирующей перенос нового знания или умения на расширенный содержательный объём;

- обобщение этого знания или умения и упрочение его в виде обобщённого способа действий или обобщённого понятия

Вот как был построен урок математики в 3 классе ,в котором, на мой взгляд, были реализованы все эти этапы урока.

Тема урока: «Деление двузначного числа на однозначное».

Цели: формирование умения выполнять внетабличное деление двузначного числа на однозначное; развитие творческих способностей, приёмов логического мышления; воспитания активной жизненной позиции.

   В формулировке познавательной цели заложен конечный результат, который реально должен быть достигнут на уроке.

   В заданиях на повторение пройденного материала вопросы были направлены не на однозначный ответ. Они предполагали вариативные суждения. Например, что можно сказать о числах 4 и 36? Назовите все известные делители числа 36. Назовите самый большой делитель. Назовите самый маленький делитель. Замените число 36 суммой двух таких слагаемых, которые делятся на 4. (20 + 16, 28 + 8, 32 + 4) Можно заменить так: 12 + 12 + 12, 36 = 12 + 8 + 8 + 8) (Можно, но в задании говорилось о двух слагаемых). Итак, число 36 можно представить в виде суммы двух, трёх и больше слагаемых, каждое из которых делится на 4. Сегодня на уроке нам нужно будет представлять числа только в виде суммы двух слагаемых. Активизация познавательной деятельности достигается за счёт возможности вариативного выполнения задания, точности и чёткости поставленных вопросов.

   На этапе актуализации опорных знаний на доске было записано выражение (36 + 18) : 9 и учащимся предлагались конкретно-практическое задание на применение свойства деления суммы на число.

- Прочитайте выражение и найдите его значение. Какое свойство вы применили, чтобы найти значение выражения? (Свойство деления суммы на число.) При каких условиях можно воспользоваться этим свойством? (Каждое слагаемое делится на число.) Можно ли воспользоваться этим свойством, чтобы найти значение выражения (44 + 10) : 6? (Нет, слагаемые не делятся на 6.) А сумма? (Сумма делится на 6.) Как найти значение этого выражения? (Найти сумму в скобках, а потом разделить её на 6.) Легко было считать? (Да, это табличный случай.) Сделайте вывод, когда сумма делится на число. (Если каждое слагаемое делится на число, то и сумма делится на это число. Если каждое слагаемое не делится на число, то сумма может делиться на это число).

   На следующем этапе изучения нового материала создаётся проблемная ситуация, позволяющая ученикам убедиться в том, что для решения новой задачи им недостаточно их запаса знаний и способов действий. Учитель предлагает найти значения выражений

42 : 6, 32 : 8, 63 : 7, 56 : 4. Почему не нашли значение последнего выражения? В чём трудность? Чем оно отличается от предыдущих? (Это не табличный случай. Нельзя сразу воспользоваться таблицей умножения.) Дальше следует выход из проблемной ситуации, подводящий учащихся к самостоятельной формулировке учебной задачи.

- Кто догадался, чему мы будем учиться на уроке? Сформулируйте учебную задачу. (Будем учиться делить двузначные числа на однозначные в тех случаях, когда сразу нельзя воспользоваться таблицей умножения.) Есть ли предложения, как найти значение последнего выражения? Посовещайтесь в парах, попробуйте открыть новый приём деления. ( Надо 56 разложить на сумму слагаемых.) Каких? Сколько их должно быть? (Два слагаемых, чтобы каждое делилось на 4.) Для чего? (Чтобы воспользоваться свойством деления суммы на число.) Найдём самый удобный вариант замены числа 56 суммой двух слагаемых. 56 : 4 = (40 + 16) : 4 самый удобный, то как назовём такие слагаемые? (Удобные слагаемые.) Опираясь на проделанную работу, составим алгоритм (план) деления двузначного числа на однозначное для тех случаев, когда сразу нельзя воспользоваться таблицей умножения. Помните, что необходимо опираться на уже имеющиеся знания.

Ученики формулируют алгоритм деления, и он появляется на доске.

1. Представим делимое в виде суммы двух слагаемых.

2. Каждое слагаемое делим на число.

3. Полученные результаты складываем.

Активизация познавательной деятельности достигается за счёт организации активных действий с объектом изучения, обмена мнениями, суждениями и выводами. Затем учащиеся самостоятельно применяют уже усвоенный способ действий для решения новой задачи. Организация умственной деятельности учащихся направлена на осознание как сути нового приёма (выбор удобных слагаемых для деления), так и необходимости и рациональности нового знания.

На этапе закрепления нового материала в ходе решения частных задач конкретизируется выявленный общий способ действия. Учитель добивается осознанного использования алгоритма общего приёма деления.

На этапе рефлексии и самоконтроля учащимся предлагается оценить, усвоили они или не усвоили (и в какой степени) новый способ действий. Для этого детям были заданы следующие вопросы:

- Чему новому вы учились на уроке? Кто уже научился делить двузначное число на однозначное? Кто знает способ вычисления, но ещё сомневается в себе? Кто ещё не понял новый приём деления? Размещение себя на «Лестнице успеха»

Для осуществления личностно – ориентированного подхода в обучении наиболее эффективно использовать групповые формы работы и работу в парах, так как детям значительно легче учиться вместе, при этом возрастает уровень осмысления и усвоения материала, активизируется познавательная деятельность школьника, развивается культура их общения. Подобную работу можно организовывать в любой части урока: на этапе актуализации знаний ученики отвечают на вопросы, на этапе открытия – формируют гипотезу, на этапе самостоятельной работы – применяют знания. Так как данный класс малочисленный, то на уроке была предложена работа в парах на этапе открытия - изучения нового материала.

В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками, которая также позволяет осуществлять личностно- ориентированный подход в обучении.

   Исследование как метод обучения может и должно быть использовано практически на каждом уроке. Работа по развитию исследовательской активности направлена на:

а) развитие познавательной потребности; б) повышение уровня самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний; в) развитие умения находить выход из проблемных ситуаций.

   Создать проблемную ситуацию, поставить проблемный вопрос возможно на любом уроке. Сама по себе проблемная ситуация подразумевает поиск решения, а значит, и исследование проблемы с разных сторон.

   Уроки окружающего мира дают прекрасную возможность использовать приём самостоятельного поиска информации в ходе изучения нового материала. До изучения новой темы ученики получают вопросы, для нахождения ответов на которые надо прочитать текст учебника. Вопросы формулируются так, чтобы школьник не просто выбирал предложение из текста и прочитывал его, а должен был порассуждать.

   Таким образом, новый материал преподнесли ученики, которые нашли ответы на эти вопросы, а в ходе коллективной работы школьники выяснили, что называют тремя китами экономики, это то, что требуется для производства товаров и услуг: природные богатства, капитал, труд.

Очень полезно при личностно-ориентированном подходе предлагать школьникам ситуацию выбора, так как это даёт возможность ученикам проявить свою индивидуальность. При выполнении самостоятельной работы школьник сам может выбрать уровень сложности предлагаемых заданий. Можно предложить домашнее задание по выбору учащегося. Например, подготовить ответы на вопросы учебника по окружающему миру, или составить рассказ о каком-либо производстве, как оно работает, какую пользу и вред может принести населению и природе, или выполнить задание в тетради на печатной основе. При проверке такого домашнего задания учитель может оценить не только качество выполнения, но и выбор ученика, его индивидуальность.

   Итак, цель личностно-ориентированного урока – создание условий для раскрытия личности ученика. Средствами достижения становятся:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика; стимулирование учащихся к высказываниям, использование различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, поощрений и других положительно направленных коммуникативных воздействий;
  • использование на уроке материала, позволяющего ученику проявить свой субъективный опыт;
  • оценка деятельности ученика не только по результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
  • поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать его у других;
  • создание педагогических ситуаций на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

   Раскрытие личности учащегося происходит, прежде всего, в его главной ведущей деятельности – учении, а урок – основная форма её организации! Если учение организуется как сотрудничество субъектов образовательного процесса, то они способны раскрыть свою индивидуальность.

     Для меня большое счастье видеть светящиеся глаза встречающих меня детей. Я черпаю в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что смогу подарить им сегодня что-то хорошее, ну хотя бы интересный урок.

                       

2021 © Филиал АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ» по СКО»

 
Яндекс.Метрика