Развитие познавательных интересов младших школьников через приемы технологии критического мышления

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Масольд Светлана Викторовна

учитель начальных классов

КГУ «Боголюбовская средняя школа»

Кызылжарског района, СКО

 

Результатом обучения школьников должно стать

овладение ими навыками критического мышления,

самостоятельного поиска и глубокого анализа информации.

Н.А. Назарбаев

Наше время — время перемен. Казахстану нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения.

Air Jordan 1 Mid WMNS Digital Pink/White-Pink Foam-Sail For Sale

На практике необходимо научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности.

Использование на уроках технологии КМ как раз и позволяет решить поставленные перед учителем задачи. Она соответствует приоритетам современной жизни: не простое знание фактов, не умения как таковые, а способность пользоваться приобретённым, не объём информации, а умение получать её и моделировать. Меня заинтересовала проблема развития познавательных интересов младших школьников через приемы технологии критического мышления, поскольку преподавание по традиционной программе не удовлетворяет и не соответствует ожидаемым результатам.

С 2015 года эта тема стала темой моего самообразования. На первом этапе (2015-2016 учебный год) был изучен имеющийся теоретический материал по этой технологии. На втором этапе (2016-2017 учебный год) – активное использование данной технологии на своих уроках.

Анализ программы и учебников, используемых в начальной школе, показал, что рост интенсивности обучения достиг в настоящее время пограничной величины. Здоровьесберегающее значение имеет определение необходимого для обучающегося объема знаний по предмету, что определяется, в том числе, умением критически оценивать учебную информацию, осмысливать ее и применять на практике. Проанализировав требования стандартов образования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования к личным и метапредметным результатам, выделила для себя следующие задачи:

- формировать умение учащихся выделять причинно-следственные связи;

- учить учащихся рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

- учить понимать, как различные части информации связаны между собой;

- учить выделять ошибки, нелогичность в рассуждениях;

- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы,

- учить избегать категоричности в утверждениях;

- учить быть честным в своих рассуждениях;

- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

- отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- формирование нового стиля мышления, для которого характерны гибкость, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности;

- формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;

- стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Ведущая педагогическая идея темы заключается в определении методики организации познавательной деятельности обучающихся в процессе обучения посредством использования технологии развития критического мышления.

Школа и кабинет, в котором я работаю, подключены к сети Интернет, что позволяет   использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска источников, текстов, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, разработок.

В качестве целей при изучении предметов начальной школы (чтение, русский язык, математика, окружающий мир) выступает не обучение как таковое, при  котором содержанием будут лишь практические знания, навыки и умения, а образование личности. При этом важно сформировать у учащихся комплекс медиа образовательных умений, включающих:

- находить требующуюся информацию в различных источниках;

- критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;

- систематизировать информацию по заданным признакам;

- переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;

- видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;

- находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;

- устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;

- уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок  времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;

- уметь вычленять главное в информационном сообщении.

Критическое мышление - это оценочное, рефлексивное, развивающееся мышление путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Базовая модель технологииКМ«вызов — осмысление содержания — рефлексия» отражает три стадии единого процесса движения учителя и его учеников от поставленных целей к результатам обучения по освоению новой темы, тематического блока или даже всего школьного курса. Технология КМ может быть использована как для построения целого урока, так и его отдельных фрагментов.

Основная идея технологии развития критического мышления - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Моя задача - сделать переход детей от традиционного обучения к обновленному содержанию плавным и адекватным, и в этом мне помогает использование некоторых приемов технологии КМ. На своих уроках я использую следующие приемы:

Прием «Корзина   идей»

Прием «Составление кластера»

Прием «Ромашка Блума»

Прием «Верные и неверные утверждения»

Прием «Написание синквейна»

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Прием «Лови ошибку»

Прием «Письмо по кругу»

Прием «Написание эссе»

Создание «личных» текстов.

На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете. Из этих программ мной используются: «Окружающий мир», «Математика», «Русский язык», «Литература», «Технология» «Музыка», «ИЗО».

При подготовке к урокам и на уроках используются возможности Интернета, который можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, содержащей богатейший информационный потенциал.

Содержание предметов обогащаю на уроках использованием дополнительного материала. Своих воспитанников обучаю работе со словарями, энциклопедиями, справочниками и другой дополнительной литературой.Урок я строю таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной, менее утомляемой.

Благодаря систематическому использованию такого подхода за последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности.

Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству.

Показатели качества знаний учащихся за последние три года подтверждает результативность используемых технологий, методов и приемов обучения. По завершении первой ступени обучения мои ребята получили следующие результаты:

предмет

% успеваемости

% качества знаний

математика

100%

77%

русский язык

100%

77%

литературное чтение

100%

100%

познание мира

100%

100%

Проводимая работа позволяет мне получать результаты качественной подготовки учащихся, развивать их творческие и познавательные способности, которые подтверждаются результатами участия детей в международных конкурсах, предметных олимпиадах :

- призеры Международного конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех»-1 место,   4 учащихся получили дипломы и книги в подарок;

- призеры Республиканской олимпиады по математике, организованной Республиканским центром дистанционных олимпиад «Нұрлыболашақ»- 1 место, 6 победителей;

- призеры в районной олимпиаде «Умники и умницы» - 2 место,2 учащихся;

- участие в Общеказахстанской олимпиаде по математике среди 2 классов, организованной Казахстанской Лигой дистанционных олимпиад «I-schoolgeneraion»;

- призеры Международной дистанционной олимпиады по математике, русскому языку, окружающему миру, логике проекта «Инфоурок»1 место–12учащихся;

- участие в Международном интеллектуальном конкурсе«Ақ бота»;

- призеры международного конкурса «Безопасный мир» - 2 место-3учащихся.

Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся метапредметные умения, такие как:

- умение работать в группе;

- умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;

- умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;

- формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

В результате применения технологии развития критического мышления у учащихсяизменяется отношение к урокам.Уроки становятся познавательными и захватывающими, изменяется отношение детей к собственным ошибками - они перестают бояться их и понимают, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Познавательная активность на высоком уровне. Ученикам нравится получать знания в школе, и они стремятся узнать больше, чем требует учитель.

Критерием результативности опыта является повышение познавательной активности и учебной мотивации младших школьников.

                       

2021 © Филиал АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ» по СКО»

 
Яндекс.Метрика