Cоздание специальных образовательных условий для детей с нарушениями слуха при изучении биологических дисциплин

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Клеменова Елена Владимировна,

учитель химии, биологии, дефектолог, сурдопедагог

КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха»

 

Если слепой или глухой ребенок достигает в развитии того же,

что и нормальный, то дети с дефектом достигают этого иным способом,

 на ином пути, иными средствами,

и для педагога

 особенно важно знать своеобразие пути,

 по которому он должен повести ребенка.

Л.С.Выготский

 

Выбор правильного пути обучения и развития, учет специфических особенностей, создание специальных образовательных условий – ключ к успеху при работе с особенными детьми.

 

Специальные образовательные условия – специфические условия обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

При работе с детьми с ОВЗ, педагоги не должны акцентировать внимание на недостатках и дефектах, их главная задача – обеспечить качественное образование, используя дифференцированный подход и специфические средства обучения.

Nike Air Max

 

 

В «Конвенции о правах инвалидов», принятой Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, подчеркивается, что дети должны получать поддержку, обеспечивающую эффективность образования. Исходя из принципа разумного приспособления, необходимо учитывать индивидуальные особенности и не отказываться полностью от обучения в коррекционных школах, т.к коррекционно-развивающее обучение позволяет оказывать своевременную помощь детям, испытывающим трудности в получении и усвоении знаний, в связи с особенностями здоровья и развития. Одним из дефектов, встречающихся у детей, является нарушение слуха. В 2013 году только в Республике Казахстан было зарегистрировано 4 117 детей с нарушениями слуха и эта цифра ежегодно увеличивается.

 

Коррекционные школы – одна из ступеней интеграции таких детей в социум. В приказе Министра образования и науки Республики Казахстан от 4 июля 2013 года № 258 сказано: «Деятельность специальной школы для детей с нарушениями слуха предусматривает всестороннее развитие с формированием словесной речи на слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в психофизическом развитии, получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни».

 

Для эффективного обучения детей с нарушениями слуха необходимо учитывать особенности, которые обуславливают специфику их образовательных потребностей:

 

  • трудности понимания обращённой речи, ограниченность словарного запаса, недостатки произношения;
  • недостаточно тесная связь между словом и образом, несформированность грамматического строя речи;
  • ослабленное внимание, затруднения при обобщении, неразвитость словесно-логического мышления;
  • недостаточный объём сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов;

 

На сегодняшний день выделен ряд образовательных потребностей детей с ОВЗ.

 

Одной из потребностей является изменение продолжительности обучения. Наши дети заканчивают 12 классов. Пролонгирование процесса обучения позволяет сократить описательный, второстепенный и трудный для усвоения материал, перенести сложные теоретические понятия из основной школы в старшую, т.к. осмысленное усвоение материала снижается по мере усложнения тем. Обучение предусматривает цикличность (повторяемость) изучаемого: если не повторять с детьми материал предыдущих уроков, то в связи с преобладанием механической памяти, знания будут утрачены. Например, первоначальные знания учащихся о клетке, полученные в 10 классе при изучении раздела «Клетка – единица живого», в 11 классе обобщаются, подкрепляются практическими данными, полученными в ходе выполнения лабораторной работы «Строение эукариотических и прокариотических клеток» и позволяют перейти к изучению основных процессов, происходящих на клеточном уровне, имея базовые знания об органоидах, их функциях, химическом составе структурной и функциональной единицы всех живых организмов. В 7 классе учащиеся рассматривают царство вирусов, особенности их строения и жизнедеятельности, а в 11 классе, возвращаясь к этой теме, повторяют материал и получают представление о фагах. Понятие о систематике и классификации даётся в 6 классе, при изучении биологии растений, что позволяет пользоваться понятиями о систематических единицах уже на первых уроках биологии животных. Из темы в тему формируются  понятия о морфологии, анатомии тканей, функциональной активности органов растения. В курсе биологии животных понятие о каждом представителе животного мира также формируется постепенно и складывается из знаний о строении, поведении и характерных функциональных особенностях.

 

 Обучение по адаптированной общеобразовательной программе, выбор особых форм организации учебной деятельности, использование специфических средств обучения, методов и приёмов, обеспечивающих прочное усвоение материала.

 

Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Программа составлена на основе типовой учебной программы по предмету «Биология» уровня основного среднего образования. (Приложение 37, 71 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115). Программа адаптирована с учётом психофизических особенностей детей с нарушениями слуха. Учебный материал выдается в доступной форме. В связи с двенадцатилетним образованием биологические дисциплины распределены следующим образом:

 

  1. 1.Биология растений изучается в VI и первом полугодии VII класса.
  2. 2.Биология животных рассматривается во втором полугодии VII класса и в VIII классе.
  3. 3.Биология человека изучается в IX классе.
  4. 4.Курс общей биологии рассчитан на X-XI классы.
  5. 5.Основы экологических знаний учащиеся получают в XII классе.
  6. 6.На изучение биологи: в VI-X классах выделяется 2 часа в неделю, 68 часов в год, в XI-XII классах – 1

 

Академический компонент программы направлен на накопление знаний и умений, используемых как в настоящее время, так и на протяжении жизни. Основная цель преподавателя – научить школьников использовать накопленные знания для самореализации в социальной и профессиональной сферах. В коррекционной школе академический компонент сокращён, ввиду того, что большое внимание уделяется формированию ключевых жизненных компетенций. Вариативная часть учебной программы даёт возможность выделить время для проведения факультативных занятий по биологии в старших классах, что позволяет углубить и систематизировать знания учащихся, полученные на уроках, для эффективной подготовки к ЕНТ, т.к. ребята ежегодно в качестве предмета по выбору сдают биологию. Так, в период с 2012 по 2016 годы, из числа всех выпускников, проходивших Единое Национальное Тестирование, 11 сдавали биологию.

 

Основной формой организации учебной деятельности является урок. В коррекционной школе к нему предъявляются особые требования. В связи с особенностями усвоения материала неслышащими детьми, учитель не может использовать уроки-лекции, давать материал для самостоятельного изучения. Наиболее часто используются урок получения новых знаний, урок закрепления и комбинированный урок.

 

На занятии наряду с задачами, которые решает массовая школа, уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе, направленной на развитие внимания, мышления, коррекцию связной устной и письменной речи, пополнение активного и пассивного словарного запаса. Например, для развития внимания на уроках биологии, мной часто применяются анаграммы, которые учащиеся расшифровывают. Данный приём используется на этапе целеполагания для ознакомления с темой урока, на этапах усвоения и закрепления знаний при работе с терминами. Игра «Найди лишнее» помогает не только развивать внимание учащихся, но и навыки логического мышления, т.к. ребята должны определить, на каком основании сгруппированы те или иные предметы. Для развития умения последовательно излагать свои мысли в устной и письменной формах, я использую упражнение «Дай характеристику объекта, на основе предложенного алгоритма». Ребята часто работают в парах, опираясь на схему «вопрос-ответ», в ходе работы происходит развитие диалогической речи. Для развития мышления на уроках биологии используются упражнения на установление родо-видовых отношений. Например, при наличии родового понятия учащиеся подбирают к нему видовые и наоборот. У школьников развивается умение классифицировать объекты, находить видовые отличия, соотносить объёмы понятий. Применение такого вида упражнений на уроках биологии эффективно и оправдано, так как понимание классификации и систематики обеспечивает более глубокое и прочное усвоение учебного материала, даёт более наглядное представление о систематических единицах живой природы. Для пополнения словарного запаса на каждом уроке ребятам даются новые слова, связанные с изучаемой темой. Учитель нотирует, объясняет значение, вместе с ребятами читает и проговаривает их. Изучение материала построено с опорой на новую лексику, для проверки усвоения которой, используется биологический диктант.

 

Чтобы решать поставленные задачи, педагогу следует определиться с помощью каких методов он будет достигать прогнозируемых результатов. На уроках я стараюсь использовать разнообразные методы, но чаще всего применяю объяснительно-иллюстративный и инструктивно-репродуктивный методы.  Мой выбор обусловлен тем, что дети в основном работают сопряжёно с педагогом, задания носят репродуктивный характер. У детей с нарушениями слуха ведущую роль играет зрительный анализатор. Материал усваивается эффективней, если ребёнок видит натуральный предмет, поэтому на уроках биологии важно использовать разнообразные наглядности: гербарии, муляжи, скелеты, коллекции минеральных удобрений, рельефные таблицы. Сегодня, благодаря компьютерным технологиям, широкое применение получило использование электронных образовательных ресурсов. На уроке биологии используются электронные учебники, flash-анимации, учебные видеофильмы, лабораторный практикум, содержащий перечень лабораторных работ, словарь биологической терминологии в алфавитном порядке, краткие биографические справки о выдающихся учёных-биологах, атлас анатомии и физиологии человека, коллекцию видеозаписей и фотоизображений. Для удобства ежедневного использования мной был составлен перечень созданных презентаций. Все это не только помогает реализовать принцип наглядности, но и привить интерес к изучаемому предмету.

 

Наличие особых образовательных потребностей диктует внесение изменений в структуру сложившихся разделов курса биологии. Например, при изучении анатомии материал преподается в гигиеническом, валеологическом контекстах, с активным использованием здоровьесберегающих технологий. Учащиеся не только получают знания о строении человеческого организма, функциях его органов и систем, но и сведения о профилактике и предупреждении сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний органов дыхания, о влиянии вредных привычек на организм человека. Ребята учатся правильно выстраивать режим дня, у них формируется представление о здоровом питании, о положительной роли дозированных физических нагрузок для их растущего организма.  Школьники учатся применять знания, полученные в курсе анатомии, для оказания первой медицинской помощи при ожогах, обморожениях, переломах, кровотечениях. В этом учебном году в 12 классе в курсе общей биологии было выделено время для ознакомления с новой прикладной наукой – бионикой, которая рассматривает технические средства, созданные на основе идей, заимствованных в живой природе.

 

Создание особой образовательной среды и расширение границ образовательного пространства, выход его за пределы школы-интерната. В нашей школе есть свой пришкольный участок и теплица. Работая на пришкольном участке, дети наблюдают за ростом и развитием растений, собирают материал для морфологического описания, составления гербариев, получают трудовое воспитание и учатся бережному отношению к природе. Один из уроков, посвященных разделу «Цветок и плод» проводится на пришкольном участке, дети имеют возможность работать с натуральными биологическими объектами, а данные, полученные в результате наблюдений, используются при проведении лабораторной работы «Строение цветка». Навыки работы с растениями, полученные на пришкольном участке, активно используются при проведении практических работ. Например, в 7 классе, в начале первой четверти, учащиеся выполняют осенние работы по уходу за комнатными растениями, а весной дети высаживают рассаду и ухаживают за ней.

 

Наши дети получают знания об окружающем мире, навыки исследовательской работы, проявляют свои творческие способности не только на уроках биологии, сидя за школьной партой, но и посещая различные тематические выставки, участвуя в конкурсах, организуемых станцией юных натуралистов и посвященных Дню урожая, Дню птиц, Празднику цветов. При составлении календарно-тематического планирования, отводятся часы для экскурсий. Важно отметить, что содержание экскурсий тесно связано с пройденным на уроках материалом, а результаты наблюдений становятся практическим подтверждением теоретических знаний на последующих занятиях. Например, при изучении темы «Общее знакомство с растениями», рассматривая многообразие растительного мира, учащиеся шестого класса подкрепляют свои знания и расширяют имеющиеся представления о видовом разнообразии растений, посещая Ботанический сад.

 

Большую роль в обучении детей с особыми образовательными потребностями играет согласованная работа квалифицированных специалистов: учителей начальных классов, учителей-предметников, акупедов и воспитателей. Учителя начальных классов формируют у ребёнка первое представление об окружающем мире, о живой и неживой природе, сезонных явлениях, закладывая основы естественно-научных знаний. При переходе в среднее звено на уроках биологии школьники изучают классификацию и систематику растительного и животного мира, рассматривают основные биологические процессы их механизмы, значение. Получают знания о человеке, его месте в системе живых организмов, влиянии на природу. Воспитатели контролируют выполнение домашних заданий, отвечают на возникшие вопросы, помогают справиться с трудностями.

 

Акупеды отрабатывают с детьми речевой материал, подготовленный учителем, развивают навыки слухового восприятия, работают над произношением.

 

Таким образом, в условиях специально организованного обучения, базирующегося не только на совокупности приобретённых знаний, но и на компенсаторных возможностях, дети с особыми образовательными потребностями реализуют свои таланты, овладевают багажом знаний, умений и навыков, успешно осваивают школьную программу, поступают в ВУЗы и колледжи, трудоустраиваются. В период с 2009 по 2016 годы в ВУЗы поступили 15 человек. Наши учащиеся своим примером доказывают, что нарушение слуха – это не приговор. Они достойно преодолевают все трудности современной жизни, адаптируясь к условиям социальной среды, не чувствуют себя лишними в мире слышащих.

                       

2021 © Филиал АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ» по СКО»

 
Яндекс.Метрика