Кламм О.Н.,
учитель начальных классов
КГУ «Средняя школа №21»,
г. Петропавловск,
Сагындыкова З.Е.,
учитель начальных классов
КГУ «Алкатерекская СШ»,
Акжарский район,
Северо-Казахстанская область,
Ильясова А.Ш.,
старший преподаватель
кафедры «Дошкольное воспитание и начальное обучение»
ФАО «НЦПК» «Өрлеу» «ИПК ПР по СКО»,
г. Петропавловск
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам способность к саморазвитию и самосовершенствованию и обеспечивающее формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться. Для достижения положительных результатов своей деятельности учителю необходимо развиваться, овладевать современными технологиями.
Air Jordan 1
Изучая современные подходы к обучению, меня заинтересовала тема построения урока, с использованием технологии критического мышления. Критическое мышление - это способность понимать и рефлектировать по поводу того, что человек знает и о чём думает. Но чтобы это стало возможным, необходимо вывести своё знание и понимание на уровень осознания. Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Использовать приёмы технологии критического мышления начала с учениками 2 класса, пройдя курсы третьего уровня. Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Работая в начальной школе, зная особенности интеллектуального развития младшего школьника, я понимаю, что в основе учебной мотивации младшего школьника лежит ожидание нового, интерес к нему. Именно на интересе как эмоциональном переживании познавательной потребности базируется внутренняя мотивация учебной деятельности, когда познавательная потребность младшего школьника «встречается» с отвечающим этой потребности содержанием обучения. Для прочного усвоения знаний, отработки умений и приобретения конкретных навыков учащимся необходимо иметь способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Но как развить такие важные умения? Ответ на данный вопрос : создание синквейнов.
Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк». Синквейн - это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по какому-то вопросу, событию или предмету, который и является темой синквейна. Или просто краткая, но разносторонняя и емкая характеристика какого-то предмета или явления.
Умение грамотно и кратко обобщать и формулировать сложную информацию, увеличение навыков образной речи, увеличение аналитических способностей, ускорение запоминания и понятия основной сути в любой сфере обучения, все это даст вам искусство написания синквейнов.
Метод синквейна в обучении очень часто используют педагоги как метод проверки уровня знаний учеников в какой-то теме. Но это далеко не единственное и даже не самое интересное применение метода синквейна. С помощью синквейна можно проверять знания на любом из этапов обучения, а также что думают обучающиеся на уровне ассоциаций о теме, на которую пишется синквейн. Поэтому синквейн кроме обучения используется и в психологии для понимания истинных ассоциаций человека в отношении, какого либо события. Метод синквейна можно использовать в обучении и в самом начале урока, для того чтобы понять что уже знают ученики о той теме, которая будет обсуждаться на уроке. А по результатам написания синквейна уже можно будет подкорректировать то, что вы собираетесь давать на уроке ученикам для правильного усвоения ими темы.
Также метод написания синквейна можно использовать и во время урока, чтоб понять, как понимают учащиеся то, что они уже успели пройти, а также таким образом можно немного сменить вид деятельности, чтобы избежать однообразия в обучении.
А в конце занятия или пройденной темы самое интересное, можно провести маленький срез знаний по пройденной теме методом синквейна. Путем написания синквейна учащиеся могут показать не только свои знания, но и понимание предмета, и свое отношение к сути пройденной темы. Собрав такое значительное количество информации, учитель может лучше понять, добился ли он желаемого результата, и лучше скорректировать дальнейшее обучение.
Правила написания синквейна:
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать цитату, крылатое выражение, пословицу.
Какие приёмы работы учащихся можно использовать в начальной школе?
Какие формы организации работы с синквейном можно предложить учащимся начальной школы?
Работать над синквейном нравится всем учащимся. СИНКВЕЙН - короткое литературное произведение, характеризующее предмет. Ученики убеждаются в том, что каждый из них вполне может быть автором такого “интересного” стихотворения. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев:
1.Солнце.
2. Весёлое, доброе.
3.Дарит, греет, веселится.
4. Солнцу рады все.
5. Добро.
(2 класс. Лит. чт. Тема: «Солнце и Туча». Дж. Родари.)
Говорим о Родине, о красоте родной природы:
1. Степь.
2. Широкая, бескрайняя.
3. Привлекает, оберегает, встречает.
4. Родная, любимая земля!
5. Родина.
(2 класс. Лит. чт. Тема: «О, степь моя!»». С. Мауленов.)
Наиболее эффективные синквейны получаются при работе в парах, в группах. Это даёт возможность рассуждать ученикам и критически рассматривать ту или иную тему. Например, при изучении темы по познанию мира во втором классе « Свойства воды», проводя рефлексию урока, каждая группа составляла синквейн «Вода»:
1. Вода.
2. Жидкая, прозрачная.
3. Моет, питает, течёт.
4. Без воды нет жизни.
5. Жизнь!
1. Вода.
2. Текучая, безвкусная.
3. Утоляет, течёт, поит.
4. Вода-источник жизни.
5. Жизнь.
На уроках русского языка во втором классе при подготовке к написанию изложений или сочинений, я также использую синквейн, но уже готовый. Например, даю ученикам синквейн:
1. Белка.
2. Маленькая, весёлая.
3. Сидит, грызёт, прыгает.
4. Весёлое и забавное животное.
5. Зверёк.
Дети сами определяют тему сочинения, определяют, что это сочинение – описание животного. Далее ученики по строчкам синквейна составляют текст сочинения, составляют план, пишут сочинение.
Например, на уроке литературного чтения в 3 классе при работе над текстом М.Кабанбаева «Сам пропадай, а друга выручай», синквейн помог учащимся подготовиться к пересказу. Но прежде была проведена подготовительная работа. Сначала ученики ознакомились с текстом, прочитав его. Дали характеристику главным героям и их поступкам. Синтезируя весь материал текста, ученики составили синквейн, перед составлением были оговорены критерии. Составить синквейн так, чтобы по нему можно было подготовить пересказ текста. Домашнее задание к этому уроку : подготовить пересказ текста по синквейну.
На уроке математики при знакомстве с фигурой, к примеру, треугольник, я ученикам даю готовый синквейн:
1. Треугольник
2. Равнобедренный, равносторонний
3. Чертим , измеряем, находим
4. Геометрическая фигура
5. Многоугольник
- Прочитайте синквейн.
- По синквейну определите тему урока.( треугольник)
- А что такое треугольник? ( геометрическая фигура)
- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? ( чертить , измерять треугольник)
В данном случае ученики провели анализ синквейна без указанной темы и самостоятельно определили тему «Треугольник»
Эта работа даёт учащимся возможность сказать то, что они думают, а мне понять насколько глубоко ребенок видит и понимает и осмысливает проблему, о которой мы говорим. Составляя синквейн, работая по синквейну, учащиеся реализуют свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.
На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития обучающихся на уроках, метода, который позволяет быстро получить результат. Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: творческие, образные, интеллектуальные. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли.