ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ ПОДРОСТКОВ

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Саитова Суфия Фаргатовна,

КГУ «Мамлютская школа-гимназия №1»

педагог-психолог, учитель самопознания

В настоящее время среди множества проблем, находящихся на стыке педагогических, психологических исследований, проблема насилия над детьми и подростками чрезвычайно актуальна. В своей профессиональной деятельности я во многом вижу взаимосвязь работы педагога-психолога и учителя самопознания в вопросе профилактики насилия подростков.

Air Jordan 1

Безусловно, важность профилактики связана с тем, что дети особенно беззащитны по отношению к насилию. Так как имеют меньше, чем взрослые, физических, психологических и личностных ресурсов для защиты себя. Поэтому, одним из важнейших направлений в моей работе является профилактика насилия.

Анализ работ выдающихся психологов Л.С. Алексеевой, Е.Н. Волковой, Т.Н. Балашовой и многих других, позволил мне взять за основу интеграцию предмета самопознание, который я преподаю, и психологии, что позволяет мне более эффективноработать над профилактикой предотвращения насилия в школьной среде.

Являясь педагогом-психологом школы, для выявления тревожности подростков я провела психодиагностику по методике А.М.Прихожан. Свой упор я сделала на подростков, так как насилие в подростковом возрасте представляет особую опасность, поскольку насильственные действия нарушают не только благополучие подростка в процессе непосредственного переживания ситуации насилия, но и негативно влияют на сам процесс формирования его личности.

Кроме этого, провела исследование по  изучению проблем насилия среди подростков по методике «Неоконченные предложения» и получила следующие данные: 51,6% опрошенных подростков отметили факт дружественной атмосферы и благоприятной обстановки в классе; 42% оценили ее как «прохладную», с делением одноклассников на группы, которые почти не общаются между собой, а 6,4% – как конфликтную. При этом, оценивая свое положение среди одноклассников, 18,7% опрошенных причислили себя к лидерам класса, 70,6% указали на то, что мало общаются с одноклассниками, но не испытывают негативного отношения с их стороны, в то время как 10,7% подростков сталкиваются с негативным отношением со стороны большей части класса.

Свою работу решила начать с педагогов школы. В рамках заседаний педагогических советов отрабатываю с педагогами в виде тренингов и деловые игр, как различить буллинг, как распознать, что ребенок подвергся насилию, помочь ребенку, оказавшемуся в такой ситуации.

Организовываю и провожу цикл лекториев для педагогов на тему: «Профилактика насилия в школьной среде». Такие мероприятия помогают педагогам понять глубже виды насилия, какую профилактическую работу они могут проводить, они конкретно раскрыли для себя аспекты насилия в семье.

Осуществляю комплексную работу с родителями. Разработала и провела  серию родительских собраний, на которых успешно раскрыла тему: «Профилактика насилия. Проблема семьи, школы, общества», «Жестокость и насилие», а также «Как уберечь своих детей от насилия. Навыки по предупреждению насилия». Родители  получили информацию о многогранном проявлении насилия, познакомились с постулатами "отравляющей педагогики" как феномена, порождающего насилие.

Интегрируя предмет «Самопознание» в работу психолога, предлагаю своим учащимся поучаствовать в инсценировке притч. Притчи подбираю с тематикой ценности «Ненасилие». Дети с большим желанием репетируют сценки и стали чаще сами предлагать инсценировать обсуждаемые ситуации.

В школе-гимназии, в которой я работаю, немало детей, входящих в «группу риска» по разным причинам. В частности, есть дети с девиантным поведением. Чтобы не допускать их асоциальные поступки, вовлекаю их в волонтёрское движение нашей школы. Я заметила, что эти дети стали менее агрессивными, тревожными, они с воодушевлением рассказывают о проделанной работе и понимают ее значимость и важность. Положительный опыт волонтерского движения способствовал участию моих учащихся  в проекте «Развитие волонтерского движения» и завоевать 3 место в областной олимпиаде по самопознанию.

Реализую системный подход в работе с учащимися, педагогами и  родителями, что позволяет мне добиться эффективных результатов:

- происходит налаживание детско-родительских отношений;

- снятие психотравмирующих ситуаций в ближайшем окружении ребенка;

- содействие улучшению социального самочувствия ребенка;

- снижение значимости уличной компании за счет расширения круга социальных интересов и повышения социальной компетентности ребенка;

- изменение представлений ребенка о самом себе и об отношениях с окружающими людьми;

-учащиеся стали чаще приходить в кабинет психолога, чтобы просто поговорить, рассказать о том, что происходит в их семьях, раскрыть секреты дружеских отношений и т.д.

Система моей работы доказывает, что интеграция психологии и предмета «Самопознание» значительно у детей снижают уровень тревожности, повысилась ответственность родителей, они стали более доверительно относиться ко мне, как к психологу и обращаться за помощью, стали проявлять заинтересованность в благополучии их детей.

 

 

 

 

 

 

                       

2021 © Филиал АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ» по СКО»

 
Яндекс.Метрика