Развитие коммуникативной компетентности детей с особыми образовательными потребностями через театральную деятельность

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Боровко Инна Сегреевна- воспитатель, 

Абраамян Асмик Андраниковна -воспитатель. 

г. Петропавловск, ТОО «Детский сад «Алакай» 

Козарезова Н.Д. - ст. преподаватель кафедры психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями остается актуальной на сегодняшний день, поскольку задача социальной адаптации продолжает требовать все более новых и усовершенствованных методов воздействия на этот контингент детей.

Nike Air Force 1 Shadow Pale Ivory/Celestial Gold-Tropical Twist

 

Считается, что привитие навыков опознания эмоциональных проявлений человека способствует развитию эмоциональной сферы детей. Это одна из малоизученных сторон психологической подготовки, данной категории детей к адаптивным процессам в социуме. У детей с умственной отсталостью нарушение интеллекта находится в тесной связи с нарушением речи, они могут плохо понимать речь, но улавливают тон, интонацию и мимику говорящего. Раскрытие потенциальных возможностей таких детей имеет особую социальную значимость для интеграции детей с ограниченными возможностями в общество. Для приобретения детьми различных навыков должны использоваться разнообразные методы обучения, при этом возрастной диапазон приобретения того или иного навыка может быть достаточно размыт.

Для решения этих проблем как нельзя лучше подходит инновационная технология педагогического проектирования. Проект позволяет, не вытесняя традиционные формы обучения, обеспечивать новое содержание и технологии воспитания и обучения. Проект позволяет поставить сложную цель для достижения реального, практического результата, который можно увидеть, осмыслить и реализовать. А интеграция разделов и глав специальных коррекционных программ дает возможность получить более целостный результат.

Лучше всего для проектной работы с детьми данной категории подходят народные сказки.

Русские народные сказки – явление в мировой культуре уникальное, они развивают память ребенка, мышление и речь. Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Сказки пробуждают у слушателей целую гамму ощущений: веселье, юмор, радость, смех, нежность и тут же ужас, жалость, горе. Синонимом истины всегда выступает добро, ибо в народном представлении добро разумно, а зло глупо.

Следует отметить ярко выраженный дидактический характер сказок. Все сказки поучительны, назидательны, как правило, они утверждают какую-то моральную истину. Сказки хорошо запоминаются, т.к. имеют ритм и многократное повторение сюжетной линии, напевность, содержат в себе короткие песенки.

Отмечая культурно-воспитательное значение сказок, А. С. Макаренко дает ряд методических рекомендаций по работе со сказкой: «Для рассказывания малым детям многие сказки нужно и можно сокращать, изменять язык, доводить сказку до полного понимания», подходить к выбору сказок с учетом их идейно-художественного содержания. «Лучшими сказками для малышей, — пишет он, — всегда будут сказки о животных. В русском сказочном богатстве этих сказок очень много, и они очень хороши». С чувством исполненного долга В. А. Сухомлинский отмечал: «Если мне удавалось добиться, что ребенок, в развитии мышления, которого встречались серьезные затруднения, придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, — значит, можно сказать с уверенностью, что ребенок научился мыслить».

Эмоциональность — важнейшее требование к рассказчику. А. И. Никифоров выделяет три основных вида и приема эмоционального исполнения, которые могут иметь место при рассказывании сказок. Театрализованная форма предполагает участие в рассказе специально демонстрирующего сказку действия и жестов. В этом случае дети разыгрывают эти сказки, «показывая руками действия, меняя голоса при передаче диалога, внося выразительный жест.

Работа над сказкой в режиме медленного чтения с остановками для комментариев, с выделением мимики, усилением и уточнением эмоциональной окраски отдельных героев и обсуждением содержания текста позволит достигнуть поставленные цели.

В проекте педагог выполняет функции побуждающие (воздействует на самореализацию ребенка), стимулирующие (задает настрой, темпоритм), апеллирующие (обращается к эмоциям и чувствам), организующие (определяет ход выполнения действий), направляющие, активизирующие(моделирует) и регулирующие (координация всех функций).

Дети же участвуют в проекте на «вторых ролях», действуют по прямому предложению, подражают взрослому, проявляют отдельные попытки самостоятельно действовать.

Необходимо использовать различные формы взаимодействия педагога и детей в процессе работы над проектом: педагог – «модель», педагог – «партнер», педагог – «наставник».

Ребенок на протяжении всей работы будет являться субъектом совместной деятельности с детьми и взрослыми.

Рекомендуемый стиль общения – исключение авторитаризма (приказов) и уважение к личности ребенка, что является немаловажной составляющей успешного взаимодействия.

Реализация проекта делится на этапы, в течение которых решаются задачи разного характера:
1. Развитие эмоциональной отзывчивости (через интонационную выразительность, жесты, мимику при чтении сказки).
2. Формирование у детей способность понимать смысл сказки. Способствовать умению распознавать и передавать различное эмоциональное состояние героев мимическими средствами и интонацией.
3. Побуждение использовать разные средства выразительности (мимику, интонацию, движение) в процессе театрализации. Способствовать возникновению у детей речевого диалога по мотивам сказки.

Реализация работы над проектом проходит в интеграции различных видов деятельности: чтение сказки, рассматривание иллюстраций, знакомство с героями настольного театра, работа с разрезными картинками, д/и по ознакомлению с эмоциями и настроением, изготовление фигурок настольного или другого вида театра, беседа о событиях в сказке, различная продуктивная деятельность (лепка, раскраски, аппликация, работа с трафаретами персонажей), игра «Узнай по голосу героя сказки», прослушивание магнитофонной записи сказки, д/и «Волшебный мешочек» с героями сказки и многое другое.

Дети с удовольствием разучивают короткие забавные песенки героев сказок, показывают фрагменты сказки с помощью героев настольного театра, играют с «портретами настроения».

Также можно использовать в работе психогимнастику «Мы радуемся», «Мы испугались» и др., игры– упражнения на ритмизацию и игры – имитации.

По окончании увлекательной и многогранной работы дети с удовольствием будут участвовать в театрализации по сказке, в ходе которой продемонстрируют новые способности: умение понимать и проявлять свои чувства при рассказывании (договаривании) в речевом взаимодействии с другими детьми, умение выражать сочувствие, желание помочь героям сказки, способность показать свое эмоциональное состояние и чувства мимикой, жестом, движением, рисунком, поведением.


Литература:

1. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.5; Т.3

2. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый    ребенок / Под ред. Л.С. Выготского и И.И. Данюшевского. М.,1999

3. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развития обучения и воспитания умственно отсталых детей // Дефектология. - 1994. - №3

4. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с нарушениями интеллекта. М., 1999

5. А.С. Макаренко «Педагогические сочинения» Т.-8 М.,1983-1986

6. К.Д.Ушинский «Воспитать ребенка как?» АСТ. Москва 2014

7. А.И. Никифоров «Сказка и сказочник» М. 2008

8. В.А.Сухомлинский «О воспитании» М. Просвещение 1973

                       

2021 © Филиал АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ» по СКО»

 
Яндекс.Метрика