Жаңалықтар / Новости
  Педагогтердің кәсіби даму траекториясын шыңдау және үздіксіз білімін жетілдіру мақсатында  Қазақстан Республикасы Президенті  Н. Назарбаевтың 2018 жылдың 10 қаңтарындағы «Төртінші өнеркәсіптік революция жағдайындағы дамудың жаңа мүмкіндіктері» атты Жолдауын іске асыру аясында «Өрлеу» біліктілікті арттыру ұлттық орталығы» АҚ педагогтер үшін бейне-сабақтар мен бейне-дәрістердің «Педагогикалық идеялар панорамасы» байқауын жариялайды. В контексте реализации программы «Рухани жаңғыру» и Послания Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» объявляет конкурс видео-уроков и видео-лекций «ПАНОРАМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ» 
   |   

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Жамантаева К.К.,

ст.преподаватель АО «»НЦПК «Өрлеу»ИПК ПР по СКО,

Ахметова С.Д.,

                                     учитель начальных классов

                                      КГУ «Средняя школа № 7

 

Развивающемуся казахстанскому обществу нужны современно образованные, конкурентноспособные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Цель начального образования – создание условий для развития индивидуальных способностей каждого в области чтения, письма, счёта, навыков самоконтроля, культуры поведения, творческих способностей, здорового образа жизни и формирования личности, национальных ценностей.

В настоящее время в Казахстане идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности в начальных классах обозначено в качестве одной из приоритетных задач.

Функциональная грамотность является одним из главных показателей качества знаний и умений учащихся в аспекте международных сравнительных исследований. Это обозначено в Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы и Национальном плане действий.

Что же такое функциональная грамотность? Термин «функциональная грамотность» (лат. – направление) был введен в 1957 году ЮНЕСКО. Под функциональной грамотностью понимается способность использовать знания, умения, навыки, приобретённые в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях. Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии.

Современная система образования, внедрение инновационных форм и методов обучения предъявляют все более высокие требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работников. Недостатками в настоящее время, является отсутствие в системе образования единого понимания категории «функциональная грамотность». Не используется богатейший опыт педагогической науки советского периода. Предметные цели пока доминируют над интегрированными, подход формирования элементарных учебных умений и навыков в обучении превалирует над деятельностным. Информационная перегрузка ведет к снижению мотивации обучения и ухудшению здоровья учащихся. Обучение ориентировано на получение формальных результатов, а не на развитие личности.

Задача современного учителя, воспитать целеустремлённого, трудолюбивого ученика, стремящегося к здоровому образу жизни, умеющего планировать свою деятельность и самостоятельно добывать знания, готового к обучению в основной школе. Чтобы ребёнок учился в полную силу своих способностей, надо вызвать у него желание к учёбе, к знаниям, помочь ребёнку поверить в себя, в свои способности. Все дело в том, что не любая деятельность развивает способности, а только та , в процессе которой возникают положительные эмоции.

В стандарте чётко прописан портрет ученика и чтобы достигнуть результатов, учитель должен быть компетентен во всех вопросах современного образования, значит, начинать надо с самого себя. Сложность состоит в том, чтобы построить урок с учётом всех современных требований, научиться прогнозировать, планировать свою деятельность и деятельность учащихся, отслеживать и фиксировать результаты.

Семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного и продуктивного образа жизни. Международные исследования также демонстрируют, что на уровень функциональной грамотности положительно влияет активное участие родителей в процессе обучения и развития своих детей. Как доказывают психологи, на здоровье, способности и на судьбу детей влияют духовное и душевное состояние родителей до и после рождения ребенка. Исходя из этого, необходима методология повышения функциональной грамотности и ответственности родителей, позволяющая им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, помочь в понимании индивидуальных особенностей своих детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении а также осознать свою родительскую роль.

Современное общество меняет взгляд на содержание математического образования. Основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

«Математика — гимнастика для ума», - эта фраза была сказана не случайно. Именно на уроке математики ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, догадываться, опровергать. 
Одним из способов развития математической грамотности является повышение самостоятельного (преобразующего) мышления у учащихся через элементы развивающего обучения .

   Математическая грамотность-способность человека определять и понимать роль этой науки в мире, в котором он живёт, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать ее так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Как высказывался Б. Паскаль: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным».

Успех обучения зависит не только от содержания предлагаемого материала, но и от формы его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность.

Занимательный материал не только увлекает учащихся, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи учащихся.     Они будут успешно овладевать знаниями, если это им интересно, необходимо так построить урок, чтобы ребёнок обучался не со слезами, а с улыбкой. Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те которые представлены сухими упражнениями.

   В связи с этим для развития функцинальной грамотности на уроках математики применение алгоритма (знание, применение, рассуждение) приводит последовательной мыслительной деятельности.

   Например, при изучении темы «Числа в пределах 100».

1 стадия. Ученик должен знать числа.

2 стадия. Уметь применять их в жизни.

3 стадия . Уметь размышлять, обобщать, определять направления в дальнейшем изучении материала.

Примение различных форм решений нестандартных задач, зачастую связанных с жизнью, и систематическое использование на уроках математики таких заданий ,направленных на развитие логического мышления расширяет математический кругозор младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях и использовать математические знания в повседневной жизни.

Методы и приёмы (стратегия  «Мозговой штурм», магические квадраты, ребусы, тесты , карточки мгновенного контроля ,фактологические диктанты, релейные контрольные работы , выборочный контроль , блиц – контрольные , разноуровневые самостоятельные работы, карточки самоконтроля) применяемые в моей педагогической деятельности , а также их системность способствуют развитию функциональной грамотности учащихся на уроках математики , являются хорошим средством воспитания у детей интереса к математике, к логическим заданиям, рассуждениям, желанию проявлять умственное напряжение, сосредоточить внимание на проблеме.

             Исходя из этого , можно сделать вывод, что на сегодняшний день стоит задача – как можно выше поднять планку уровня развития математического мышления школьников. Если не осуществлять целенаправленной, систематической работы по формированию приёмов умственных действий, то развивающий эффект обучения оказывается незначительным . Если же сосредоточить внимание на формировании примеров умственных действий, и, пользуясь этими приёмами, организовать процесс обучения, то можно получить более высокие результаты.

 

Литература:

1.Послание Президента Республики Казахстан от 31 января 2017 года.

2. Аблова В.С. Формирование элементов логической и алгебраической      грамотности//Начальная школа.-1991.-№ С 24-34.

3. Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М.. Воронеж. 1997

4. Перминова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности (из опыта  С.-Петербургской школы)/Педагогика. – 1999. - №2. - С. 26-29.

5. Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырёх летней начальной школы./ Под ред. Л.Е. Журовой. – 2-е изд., перераб. и доп.- М. Вентана – Графф, 2002.

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика