Воскресенье, 29 Ноября 2020

Использование приёма «Синквейн» как способа развития смыслового чтения у младших школьников

User Rating:  / 10
PoorBest 

Кламм О.Н.,

учитель начальных классов

КГУ «Средняя школа №21»,

г. Петропавловск,  

Сагындыкова З.Е.,

 учитель начальных классов

КГУ «Алкатерекская СШ»,

Акжарский район, 

Северо-Казахстанская область,

Ильясова А.Ш.,

старший преподаватель

кафедры «Дошкольное воспитание и начальное обучение»

ФАО «НЦПК» «Өрлеу» «ИПК ПР по СКО»,

г. Петропавловск


Приоритетным  направлением новых образовательных стандартов является  формирование универсальных учебных  действий, обеспечивающих школьникам способность  к саморазвитию и самосовершенствованию и обеспечивающее формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться.  Для достижения положительных результатов своей деятельности учителю необходимо развиваться,  овладевать современными   технологиями.

Air Jordan 1

 

Изучая  современные  подходы к обучению, меня  заинтересовала тема построения урока, с использованием технологии критического мышления. Критическое мышление - это способность понимать и рефлектировать по поводу того, что человек знает и о чём думает. Но чтобы это стало возможным, необходимо вывести своё знание и понимание на уровень осознания. Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Использовать  приёмы технологии критического мышления начала с учениками 2 класса, пройдя курсы третьего уровня. Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».

 

Работая в начальной школе, зная особенности интеллектуального развития младшего школьника, я понимаю, что в основе учебной мотивации младшего школьника лежит ожидание нового, интерес к нему. Именно на интересе как эмоциональном переживании познавательной потребности базируется внутренняя мотивация учебной деятельности, когда познавательная потребность младшего школьника «встречается» с отвечающим этой потребности содержанием обучения. Для прочного усвоения знаний, отработки умений и приобретения конкретных навыков учащимся необходимо иметь способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Но как развить такие важные умения? Ответ на данный вопрос : создание синквейнов.

 

Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк». Синквейн - это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по какому-то вопросу, событию или предмету, который и является темой синквейна. Или просто краткая, но разносторонняя и емкая характеристика какого-то предмета или явления.

 

Умение грамотно и кратко обобщать и формулировать сложную информацию, увеличение навыков образной речи, увеличение аналитических способностей, ускорение запоминания и понятия основной сути в любой сфере обучения, все это даст вам искусство написания синквейнов.

 

Метод синквейна в обучении очень часто используют педагоги как метод проверки уровня знаний учеников в какой-то теме. Но это далеко не единственное и даже не самое интересное применение метода синквейна. С помощью синквейна можно проверять знания на любом из этапов обучения, а также что думают обучающиеся на уровне ассоциаций о теме, на которую пишется синквейн. Поэтому синквейн кроме обучения используется и в психологии для понимания истинных ассоциаций человека в отношении, какого либо события. Метод синквейна можно использовать в обучении и в самом начале урока, для того чтобы понять что уже знают ученики о той теме, которая будет обсуждаться на уроке. А по результатам написания синквейна уже можно будет подкорректировать то, что вы собираетесь давать на уроке ученикам для правильного усвоения ими темы.

 

Также метод написания синквейна можно использовать и во время урока, чтоб понять, как понимают учащиеся то, что они уже успели пройти, а также таким образом можно немного сменить вид деятельности, чтобы избежать однообразия в обучении.

 

А в конце занятия или пройденной темы самое интересное, можно провести маленький срез знаний по пройденной теме методом синквейна. Путем написания синквейна учащиеся могут показать не только свои знания, но и понимание предмета, и свое отношение к сути пройденной темы. Собрав такое значительное количество информации, учитель может лучше понять, добился ли он желаемого результата, и лучше скорректировать дальнейшее обучение.

 

Правила написания синквейна:

  • 1 строка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно имя существительное;
  • 2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
  • 3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна;
  • 4 строка – фраза из четырёх  слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту
  • 5 строка – слово-резюме, ассоциация, синоним, итог, дающее, новую интерпретацию темы.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать цитату, крылатое выражение, пословицу.

Какие приёмы работы учащихся можно использовать в начальной школе?

  • Составление нового синквейна.
  • Добавление слов или строчек для отражения сути синквейна.
  • Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.
  • Коррекция и совершенствование готового синквейна.
  • Анализ синквейна без указанной темы и определение этой темы.
  • Написание рассказа по синквейну.
  • Пересказ с помощью синквейна.

Какие формы организации работы с синквейном можно предложить учащимся начальной школы?

  • Самостоятельно при выполнении домашнего задания.
  • Самостоятельно на уроке.
  • В составе группы с последующим конкурсом между группами на лучший синквейн.
  • В составе группы при поддержке учителя, который выступает в роли ведущего, помогающего группе составить синквейн.
  • При выполнении контрольного задания на составление синквейна.

Работать над синквейном  нравится всем учащимся. СИНКВЕЙН - короткое литературное произведение, характеризующее предмет. Ученики убеждаются в том, что каждый из них вполне может быть автором такого “интересного” стихотворения. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев:

 

1.Солнце.

2. Весёлое, доброе.

3.Дарит, греет, веселится.

4. Солнцу рады все.

5. Добро.

(2 класс. Лит. чт. Тема: «Солнце и Туча». Дж. Родари.)

Говорим о Родине, о красоте родной природы:

 

1. Степь.

2. Широкая, бескрайняя.

3. Привлекает, оберегает, встречает.

4. Родная, любимая земля!

5. Родина.

(2 класс. Лит. чт. Тема: «О, степь моя!»». С. Мауленов.)

 

Наиболее эффективные синквейны получаются при работе в парах, в группах. Это даёт возможность рассуждать ученикам и критически рассматривать ту или иную тему.  Например, при изучении темы по познанию мира во втором классе « Свойства воды», проводя рефлексию урока, каждая группа составляла  синквейн «Вода»:

 

1. Вода.                                                     

2. Жидкая, прозрачная.                             

3. Моет, питает, течёт.

4. Без воды нет жизни.                             

5. Жизнь!                                                    

 

1. Вода.

2. Текучая, безвкусная. 

3. Утоляет, течёт, поит.

4. Вода-источник жизни.

5. Жизнь.

 

На уроках русского языка во втором классе при подготовке к написанию изложений или сочинений, я также использую синквейн, но уже готовый. Например, даю ученикам синквейн:

 

1. Белка.

2. Маленькая, весёлая.

3. Сидит, грызёт, прыгает.

4. Весёлое и забавное животное.

5. Зверёк.

 

Дети сами определяют тему сочинения, определяют, что это сочинение – описание животного. Далее ученики по строчкам синквейна составляют текст сочинения, составляют план, пишут сочинение.

 

Например, на уроке литературного чтения в 3 классе при работе над текстом М.Кабанбаева «Сам пропадай, а друга выручай», синквейн помог учащимся подготовиться  к пересказу. Но прежде была проведена подготовительная работа. Сначала ученики ознакомились с текстом, прочитав его. Дали характеристику главным героям и их поступкам. Синтезируя весь материал  текста, ученики составили синквейн, перед составлением были оговорены критерии. Составить синквейн  так, чтобы по нему можно было подготовить пересказ текста. Домашнее задание к этому уроку : подготовить пересказ текста по синквейну.

 

На уроке математики при знакомстве  с фигурой, к примеру, треугольник, я ученикам даю готовый синквейн:

1. Треугольник

2. Равнобедренный, равносторонний

3. Чертим , измеряем, находим

4. Геометрическая фигура

5. Многоугольник


- Прочитайте синквейн.

- По синквейну определите тему урока.( треугольник)

- А что такое треугольник? ( геометрическая фигура)

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? ( чертить , измерять треугольник)

 

В данном случае ученики провели анализ синквейна без указанной темы и самостоятельно определили  тему «Треугольник»

 

Эта работа даёт  учащимся возможность сказать то, что они думают, а мне понять насколько глубоко ребенок видит и понимает и осмысливает проблему, о которой мы говорим. Составляя синквейн, работая по синквейну,   учащиеся реализуют свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

 

 На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

  1. В центре процесса работы над синквейном находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность, креативное мышление, умения учебного сотрудничества.
  2. Роль учителя в данном процессе важна, но она иная, чем при традиционном обучении.
  3. Ответственность за успешный результат учащиеся в большой степени берут на себя.
  4. Главная цель такой работы — развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению.

 

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития обучающихся на уроках, метода, который позволяет быстро получить результат. Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: творческие, образные, интеллектуальные.  Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли.

 

 
Яндекс.Метрика