Понедельник, 27 Сентября 2021

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

User Rating:  / 0
PoorBest 

Зимина Л.В.,

воспитатель

КГУ «Областная специальная(коррекционная) школа-интернат

для детей с нарушениями слуха»

г. Петропавловск,

Северо-Казахстанская область.

Одним из видов продуктивной деятельности в младшем школьном возрасте является изобразительная деятельность. Это один из самых интересных для детей вид деятельности, который глубоко волнует ребёнка и вызывает положительные эмоции.

Для полноценного развития творческих способностей у учащихся с особыми образовательными потребностями, необходимо приобщение их к изобразительной деятельности. Младший школьный возраст наиболее гибкий, поэтому в этом возрасте детей легче заинтересовать изобразительным искусством, затем обучить, выявить и развить их творческие способности. Для этого создаются оптимальные условия для возникновения интереса к изобразительной деятельности и развития творческих способностей на внеклассных занятиях по ИЗО.

Для развития интереса и творческих способностей детей на внеклассных занятиях по изобразительной деятельности дети используют следующие нетрадиционные техники художественного творчества: отпечатки ладошками, рисование трубочкой, рисование вилками, кляксография, печатание листьями, метод тычка, пластилинография, бумагопластика.

В специальной психологии и педагогике раскрыт развивающий потенциал и коррекционный эффект изобразительной деятельности как средства эмоционального, познавательного, коммуникативного и речевого развития, обогащения социальных представлений разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (Е.Р.Баенская, О.П.Гаврилушкина, Т.Н.Головина, Е.А.Екжанова и др.).

Детям в таком возрасте интересны быстрые и красивые рисунки. С помощью ладошки, например, дети рисуют весёлую семейку домашних птиц, забавных лягушек, смешные мордочки человечков.

Одной из интересных и необычных техник рисования для младших школьников является «печатание листьями». Эта очень необычная техника рисования обязательно заинтересует детей младшего школьного возраста. К тому же эта деятельность развивает мелкую моторику, фантазию и мышление детей. Дети достаточно хорошо владеют этим методом, даже те, кто плохо рисует красками. Эту нетрадиционную технику рисования мы использовали на внеклассных занятиях по ИЗО: «Осенний лес», «Аквариум с рыбками», «Ваза с цветами», «Зимний лес».

Другой интересный вариант нетрадиционного рисования, который используются на внеклассных занятиях – «метод тычка» . Эта техника дает возможность детям прочувствовать многоцветное изображение предметов, что важно для наиболее полного восприятия окружающего мира.

Работы детей в предложенной технике получаются интересными, выразительными, красочными и радуют как самих маленьких художников, так и их родителей. «Метод тычка» применяется на внеклассных занятиях: «Осенние листья», «Цветок», «Цветочное панно», «Рукавички».

Пластилинография - это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму изображений на горизонтальной поверхности. На внеклассных занятиях можно использовать разные виды пластилинографии: прямая, витражная, контурная и модульная.

Эту нетрадиционную технику рисования применяется при подготовке к Новому году для изготовления ёлочных игрушек: «Дед Мороз» и «Снегурочка» к школьному конкурсу, использовала и при изготовлении новогодних подарков для родителей «Дед Мороз с елочкой» и «Снегирь на ветке».

На занятиях по лепке, можно использовать смешанный пластилин, для создания объемных картин. Отдельные части работы заполняются пластилином для придания объема, затем покрываются зубной пастой и после высыхания покрываются гуашью или красками. Такие работы получаются более яркими и красочными. Такой нетрадиционный способ работы мы использовали на занятиях «Цветок», «Ваза».

Бумагопластика — это изготовление объемных предметов из бумаги. При работе с бумагой у детей развивает глазомер, совершенствуется мелкая моторика рук, концентрируется внимания, развиваются творческие способности. На занятиях часто используют такие виды бумагопластики, как объемная аппликация, торцевание, айрис фолдинг, квиллинг, оригами, скрапбукинг, коллаж.

Объемная аппликация – один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Этот вид бумагопластики близок любому ребёнку, поэтому часто используется при изготовлении поздравительных открыток к праздникам: ко Дню учителя, к Международному женскому дню, ко Дню Победы, так же на внеклассных занятиях, посвященных весенней тематике: «Венок дружбы», «Весёлые воронята», «Весна пришла», «Гости за окном».

Аппликация из бумаги является не только очень интересным, но и развивающим занятием для детей, т. к. тесно связана с сенсорным восприятием, которое помогает лучше освоить такие навыки работы с бумагой, как сгибание, резание. разрывание и обрывании, наклеивание.

Являясь одним из важнейших средств познания окружающего мира, изобразительная деятельность способствует развитию эстетического восприятия, помогает детям ориентироваться в пространстве, совершенствует все психические функции, формирует речь и стимулирует развитие коммуникативных возможностей ребенка, а также предоставляет возможность выражать свои мысли, проявлять чувства, облегчить и преодолеть неприятные переживания, проявить фантазию.

Таким образом, изобразительная деятельность имеет коррекционно-педагогическое значение и является средством обеспечения особых образовательных потребностей данной категории детей при обязательном обеспечении необходимых условий.

 

 

 

 
Яндекс.Метрика