Понедельник, 27 Сентября 2021

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

User Rating:  / 2
PoorBest 

Жамантаева Карашаш Калшеновна,

старший преподаватель кафедры «Методика преподавания естественных

и гуманитарных дисциплин»АО «НЦПК»Өрлеу ИПК ПР по СКО»

Зиль Ольга Григорьевна,

учитель начальных классов, КГУ «Новомихайловская средняя школа»,

Мамлютский район, Северо-Казахстанская область

 

«Если мы будем учить сегодня так, как мы

 учили вчера, мы украдем у детей завтра»

 Джон Дьюи

Мир живёт в период глобальных вызовов. Это новые технологические достижения и внедрение инноваций, ускоренное развитие IT-технологий и мобильность человеческих ресурсов. В этих условиях образование и наука должны быть на переднем крае преобразований.

Основная цель государственной программы развития  образования и науки Республики Казахстана на 2020-2025 годы – повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей.

Непосредственно, эта цель требует нестандартного подхода к обучению и воспитанию школьников, более высокой и качественной подготовки будущих и настоящих учителей, которые смогут активизировать учебный процесс. Педагогический подход в рамках предметов начальных классов основывается на активном обучении, что является конструктивизмом (Сэйвери и Даффи, 1994; Джонассен и Рохрер-Мерфи, 1999).

Как правило, в школе особое место должны занимать  занятия, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Практикой доказано, что этого можно успешно достичь через  применение активных методов обучения.

 Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, движении и рефлексии .

Активные методы обучения подразделяются на методы начала урока, выяснения темы, целей, ожиданий, опасений; методы актуализации знаний; методы презентации учебного материала; методы организации самостоятельной работы; методы релаксации; методы подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.

Существует большая классификация активных методов обучения для каждого этапа урока, большинство которых использую в практике, в том числе и принимаю участие в разработке авторских методов обучения.

Активно начать урок, обеспечить рабочий настрой и приятную, дружескую атмосферу в кабинете помогут такие методы активного обучения, как «Поздоровайся глазами», «Поздоровайся локтями», «Протяни руку помощи», «Летающие имена», «Мой цветок», «Комплименты» и другие.

Авторский метод «Улыбка».

Учитель произносит слова:

Улыбнитесь мне так,

Как вы еще никогда не улыбались.

Чтоб как солнце яркое в окне,

Радость в моем сердце расплескалась.

Метод «Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок».

Как сказал великий педагог К.Д.Ушинский: «Учебный труд, должен быть радостным, должен быть источником счастья для детей». Мне хочется, что бы наш класс озарился счастливыми, детскими улыбками.

Для выяснения темы урока, цели и задач можно применить следующие методы:

Метод «Зашифрованная запись»

Например, при изучении темы «Глагол » вначале появляется зашифрованная запись: ГSWЛ LNQАSLГQSNОSЛ.

Учащимся нужно выбрать из текста только буквы русского алфавита, выделенные жирным шрифтом, и прочитать название темы урока.

Метод «Разгадывание ребуса».

При изучении темы «Наречие», слово можно зашифровать следующим образом:          ,,

                                         на        ие

Метод «Стихотворение – загадка».

Вначале урока  читается стихотворение:

Обозначаю в каждом предложении

 Все действия и все движения,

 Я важен, как в футболе гол.

Так кто же я такой? (Глагол)

Учащиеся отгадывают, о какой части речи идет речь и определяют тему урока: «Глагол», формулируют цель урока.

Для выяснения ожиданий и опасений учеников по теме урока можно использовать следующий метод:
Метод «Компот»

Необходим лист, на котором нарисована кастрюля, липкие листочки двух цветов, маркеры разных цветов.

Учащимся  учитель говорит, что начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения, он испытывает волнения. Все это в нем кипит: у кого-то сильно, а кто-то даже этого не замечает. Представим это в виде кастрюли с компотом. Ребятам предлагается на липких листочках (по три каждого цвета) написать ожидания и опасения и приклеить их на кастрюлю. Ее можно разделить пополам, ближе к дну клеить опасения, а сверху – ожидания. Результаты озвучиваются.

Авторский метод «Поезд знаний». На доске рисунок поезда. Кабина- это цель урока, вагоны- задачи, колёса - ЗУНы, полученные на уроке. Обращаться к поезду можно в течение урока.

Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению новой нового материала помогают следующие методы:

Метод «Исторический снежный ком»

Первый участник называет имя выдающегося деятеля по данной теме, другой повторяет, а затем добавляет новое имя или понятие. Новый участник добавляет этот ряд (Например, Каныш Сатпаев, геолог,  генерал тыла, «залежи медной руды» и т.д.).

Метод «Графический диктант» (заполнение таблицы после просмотра заданий). Распределить номера частей речи в таблицу.

 

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

1,2,9

3,7

4,6

  1. 1.Капуста
  2. 2.Собака
  3. 3.Добрые
  4. 4.Сказал
  5. 5.Мы
  6. 6.Петь
  7. 7.Трудолюбивый
  8. 8.Вы
  9. 9.Снег
  10. 10.Быстро

Авторский метод «Кубик»

Учитель на  кубике записывает вопросы, на листах даны ответы, которые раздаются ученикам. Затем педагог кидает кубик ученику, он читает вопрос, а отвечает тот, у которого будет ответ на этот вопрос. Можно усложнить задание, включив  вопросы, не имеющие готовых ответов, а значит, учащиеся должны самостоятельно назвать ответ на данный вопрос.

Для презентации учебного материала можно использовать следующие активные методы:

Метод « Магазин»

Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями животных, фруктов, овощей, игрушек.

Проведение: на доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученик подходить к доске, произносит фразу: « Я покупаю пенал, потому что слово,

обозначает предмет и имеет два слога?»  или: « Я покупаю карандаш, потому что слово, обозначающее этот предмет, имеет 3 слога?» Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку. Можно применять на разных уроках.

Та группа, которая купила больше покупок, побеждает.

Метод «Фантастическая добавка»

Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения. Например:

Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется.
Есть на нашей Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Не в лесу, не в горах и не в Арктике.
И узнали про это в Галактике.

- Встречайте, наш инопланетный гость! 

- Видите, ребята, даже инопланетяне знают, что у нас, у землян "Дружба - главное чудо на свете". Это тема нашего урока . 

- Изумрудик не понимает, что такое дружба. Он не знает, для чего она нужна, и поэтому у него нет друзей. Он одинок и несчастен. Но мы поможем ему? Мы научим его дружить? Начинаем творить чудо!

На этапе закрепления изученного материала можно использовать такие методы:

Метод «Десять вопросов»

Учитель выбирает одного ученика и прикрепляет на его лоб стикер с ключевым словом. Участник может задать классу 10 вопросов, ответом на которые может быть только «ДА» или «НЕТ»!

- Это глагол?

-Нет

-Оно отвечает на вопрос кто?

- Да

-Оно собственное?

-Нет

Так, на уроке познания мира в 1 классе по теме «Первый человек» можно задать такие вопросы:

-Он появился в Африке?

- Он жил родами?

- Он ел хлеб?

Метод «Лови ошибку»

Учитель заранее готовит информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед классом.

Например, предлагается текст, содержащий энное количество ошибок. 

Саша и наташа-малышы.

У Сашы Астры.

-На, наташа, Астры.

Ура! у наташы астры.

Можно раздать листы, на которых изображён кластер с ошибками. Ученики, работая в группе или паре, находят ошибку и приводят доказательства. Например, закрепить знания о частях речи.

Чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию можно использовать следующие методы релаксации:

Метод ''Шарик''

Положить руку на живот. Надуть живот как будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Сделать спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох- выдох. Мышцы живота расслабились, стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. Выдох свободный, ненапряжённый.

Вот как шарик надуваем!

 Надуваем быстро шарик,

А рукою проверяем /вдох/ или

Он становится большой.

Шарик лопнул, выдыхаем,

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Наши мышцы расслабляем.

Стал он тонкий и худой.

Метод «Делай как я»

Дети имитируют движения за учеником, который является ведущим.

Для подведения итогов работы на уроке использую методы:

Метод «РАФТ»

Ученик выбирает роль и рассказывает о себе. Например, на уроке русского языка: "Представь, что ты — наречие. Расскажи о себе". На уроках математики: "Ты — дробь. Расскажи о себе", на уроках естествознания: «Ты-вода. и т.д.

Метод «Текст с пропусками»

Методика знакома всем. Причем этот метод можно использовать на всех уроках.

Например, на уроке математики использую текст: если при…………….. поменять…………..  местами, то значение …………….. не ………… Это ………….  свойство  сложения. На уроке литературного чтения можно использовать этот метод при закреплении выразительных средств.

Метод «Нотки»

Раскрасить нотку зелёным  цветом, если : -я молодец, был активным. Я всё понял.   Жёлтым:     - Я могу работать лучше. У меня всё получалось.

Красным:  - Мне было трудно на уроке. Мне нужна помощь.

Затем закрепить их на нотном стане.

Метод «Мишень» Ученикам предлагается указать, на каком уровне усвоения темы находишься. Нарисовать точку красным цветом.

 

С использованием активных методов обучения на уроках в начальной школе можно эффективно организовать парную, групповую и индивидуальную формы  работы над темой, поднять мотивацию обучающихся, активизировать у них процесс развития коммуникативных навыков, помочь им оглянуться назад и оценить приобретенные знания и умения, выявить свои успехи и подвести итоги урока. 

 

 

 

 
Яндекс.Метрика