Понедельник, 27 Сентября 2021

РОЛЬ ПОЗИТИВНОГО НАСТРОЯ НА УРОКАХ САМОПОЗНАНИЯ

User Rating:  / 0
PoorBest 

Гавришева В.Н.

Учитель самопознания

КГУ «Средняя общеобразовательная школа-комплекс

эстетического воспитания №8»

г. Петропавловск

 

В ходе урока самопознания используются разнообразные методы и приемы: позитивный настрой, позитивное высказывание, творческая деятельность, музыка и групповое пение.

Позитивный настрой в начале урока - весьма успешно применяемый методический прием.

По словам алматинского психолога Виктории Ван, такие упражнения ведут к уравновешенности, самоконтролю, улучшению памяти, умению концентрироваться. После них на уроке налаживается дисциплина, и легче усваивается информация.

Существует 4 примера упражнений позитивных настроя, которые рекомендуется использовать в начале урока самопознания: «Путешествие в подводное царство», «Прогулка по лесу», «Концентрация на Свет» и «Концентрация на дыхании». Эти упражнения являются совершенно безопасными и помогают сосредоточить внимание учащихся на внутреннем покое и истинной гармонии с самим собой и окружающим миром.

Эти примеры упражнений я всегда использовала в начале урока, но затем занялась поиском новых упражнений, и изучала вопрос об их влиянии на эмоциональное состояние учащихся. Исследуя вопрос различных упражнений для позитивного настроя, я увидела схожесть с упражнениями для медитации.

Метод позитивного настроя или медитация, по сути, это навык тренировки ума, чтобы чаще чувствовать спокойствие и ясность в мыслях. Суть его в том, чтобы отстраняться на несколько минут и во время этой паузы присутствовать в моменте и меньше отвлекаться. Нам нужно научить ум по-другому относиться к проходящим мимо чувствам и мыслям. Смотреть на них немного с расстояния, и тогда мы естественным образом обретаем покой.

Одна из базовых техник для обретения покоя называется «сфокусированное внимание». Когда мы тренируем ум очень важно на чем-то сосредоточиться: это может быть визуальный образ, слово, фраза, чаще всего мы концентрируемся на дыхании. Объект, на который направлено внимание, служит нам якорем, мы возвращаемся к нему, когда вдруг осознаем, что ум начал блуждать, а он неизбежно будет время от времени это делать. Концентрируясь на чем-то, например, на дыхании мы не пытаемся спрятаться от мира или прогнать все мысли, мы учимся распознавать, когда оказываемся в плену мыслей или других отвлекающих факторов и мягко отходим от них, отпускаем и возвращаемся в состояние покоя и сфокусированного внимания.

Техники сфокусированного внимания не новые изобретения, это часть буддийских практик которым 1000 лет. В этих практиках существуют традиции передачи знаний от учителя к ученику. Конечно, люди ощущали пользу многолетних практик, но, вероятно, не могли достоверно объяснить её с точки зрения физиологии. Зато это удалось учёным за последние 20 лет. Они точно измерили, как медитация влияет на сердечный ритм, давление, уровень стресса и даже структуры мозга.

Есть такое явление как нейропластичность - это значит, что наш мозг обладает гибкостью, он способен меняться. Медитация сродни тренировки. В спортзале мы тренируем мышцы, они становится сильнее и крепче, а при медитации - части нашего мозга, которые отвечают за чувство счастья и благополучия. Эти области мозга лучше снабжаются кровью, они тоже становится сильнее, крепче и чувство счастья посещает нас чаще. Также медитация снижает уровень стресса, раздражения, подавленности и боли, она воздействует на готовность к принятию, терпению и состраданию.

Лучший способ понять, в чем суть позитивного настроя, основанного на медитации - попрактиковаться.

Одна из техник, используемых мной в начале уроках называется «любящая доброта». Эта техника заключается в использовании особенного типа визуализации, мы представляем разных людей, в разных ситуациях. Иногда знакомых людей, иногда незнакомых, иногда тех, кто нам нравится, иногда тех, кто нам не по душе.

Далее можно познакомиться с одним из примеров текста медитации, который я использую на уроках:

Я буду направлять вас, не переживайте, если раньше не пробовали медитировать, и помните, в какие-то дни медитировать будет легко, в другие труднее в любом случае она принесет только пользу.

Начинаем: примите удобное положение, спина должна быть прямой, глаза открыты, мягкая концентрация, осознаем пространство вокруг. Сохраняя эту мягкую концентрацию, сделайте пару глубоких вдохов: вдох через нос, выдох через рот. На вдохе обратите внимание, как лёгкие наполняются воздухом и грудная клетка расширяется, на выдохе - вы замечаете, как мышцы тела расслабляются, как уходит напряжение. И ещё раз: вдох через нос и вместе с выдохом через рот закройте глаза, а теперь ненадолго, прежде чем продолжить насладитесь этой паузой, возможностью остановиться, не думайте ни о чем конкретно, не анализируйте, просто замрите, почувствуйте, как приятно побыть в покое. Сидя почувствуйте вес своего тела под сидением. Почувствуйте движение тела вверх и вниз вместе с дыханием, понаблюдайте за этим движением несколько секунд, просто отметьте для себя, где именно вы чувствуете, как тело приподнимается и опускается. Пускай ваше тело и ум успокаивается. Если ваши мысли начали блуждать, просто верните внимание к дыханию.

А теперь сделайте вот что: начните представлять, как сидите или лежите в каком-то месте, где вам по-настоящему комфортно. Это приятное место освежает, наполняет вас энергией мысленно. Перенеситесь в такое место, а теперь представьте, как в центре груди появился шарик света, и как он начинает расширяться. Наблюдайте за тем, как этот шарик растёт, как он светит во все стороны. Чем больше он становится, тем более расслабленно и спокойно вы себя чувствуете, Продолжайте представлять этот растущий шарик Света, теперь вы совершенно счастливы. Когда вы достигли полного умиротворения, можете отпустить этот образ.

А теперь представьте близкого человека или кого-то, кто вам очень дорог, и представьте, что этот человек находится в месте, где ему очень уютно, где он чувствует себя в мире и покое. И мы снова представляем, как в центре груди рождается шарик света, и как этот шарик начинает расширяться во все стороны, этот свет наполняет тело дорогого вам человека и приносит ему чувство счастья, комфорта. Вы наблюдаете, как его напряжение уходит, постепенно плечи расслабляются, на лице появляется улыбка, этот человек выглядит очень довольным.

А теперь сохраняя это чувство, аккуратно отпустите этот образ и вместо него представьте другого человека, с которым вам по какой-то причине сейчас тяжело общаться. И, точно также, мы представляем тот же шарик света по центру груди и наблюдаем, как этот шарик начинает расширяться, и мы видим, как этот человек тоже начинает расслабляться, на его лице написано счастье. Продолжайте визуализацию ещё несколько секунд, пока вам не покажется, что этот человек совершенно счастлив. В это мгновение отпустите этот образ.

Сохраняя это тепло, мы постепенно возвращаем внимание к весу, ощущению контакта с поверхностью. Когда будете готовы, плавно откройте глаза.

Потом обычно для размышления над проделанным упражнением я учащимся задаю вопросы: Как вы себя чувствуете? Какие ощущения в теле? Удалось ли вам достичь спокойствия? И даю рекомендацию: завершайте медитацию с намерением сохранять обретенное состояние ума в течение дня в любых занятиях.

Хотела бы отметить, что исследуя вопрос упражнений для позитивного настроя, я увидела в тексте медитации большое сходство с рекомендованными упражнениями для позитивного настроя. Например, в предложенном тексте как будто переплелись два рекомендованных позитивных настроя: Концентрация на Свет и на дыхание, поэтому считаю, что такой текст упражнения также имеет место быть и может использоваться для разнообразия коллегами на уроках.

 

 

 

 
Яндекс.Метрика