Понедельник, 27 Сентября 2021

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

User Rating:  / 0
PoorBest 

Лысенко Елена Юрьевна

Педагог-психолог

ГККП ясли сад «Балапан», Кызылжарский район, СКО

 

С момента принятия Конвенции о правах ребенка мировое сообщество, включая Казахстан, добилось впечатляющего прогресса в интересах детей, обеспечив им более продолжительную, качественную и здоровую жизнь.

Одна из главных социальных проблем поколения 21 века заключается в том, что наблюдается эмоционально-нравственная деградация общества, вытесняются общечеловеческие ценности, люди утратили ценностные качества во взаимоотношении с самыми близкими людьми. 

К детскому психологу часто обращаются родители по поводу повышенной агрессивности ребенка. Эффективным методом работы с данным нарушением является психоанализ. Современный психоанализ, в отличие от классического, исследует не только, сексуальность ребенка. В большей мере психоаналитические техники направлены на исследование и коррекцию агрессивного поведения ребенка. Так же, как и сексуальность, агрессивность имеет свои стадии, соответствующие возрасту ребенка.

Годовалый ребенок проявляет агрессивность неосознанно. Он может случайно причинить боль взрослому. Ему свойственны кусание, плевание, желание «все присвоить себе».

На втором году жизни резко возрастает активность ребенка, проявляется независимость в поведении. Агрессия возникает в ситуациях, когда ограничивают пространство или как «протест» против действий взрослых, к чему-либо принуждающих его (обильное насильное кормление, высаживание на холодный горшок, несвоевременное укладывание спать, безжалостная борьба с вредными привычками, надевание шерстяных вещей, раздражающих кожу ребенка и др.) Ребенок начинает делать как бы «назло».

В три года проявляется выраженное стремление к самостоятельности («Я сам»). Добиваясь своего, ребенок использует любые средства, в том числе и крик, и плач, и капризы, и вспышки ярости, акты разрушения, жестокости. Яркие проявления агрессивности (дети кричат, падают на пол, топают ногами, визжат, могут царапаться, кусаться, драться) свойственны сильным, подвижным, активным детям, привыкшим к немедленному удовлетворению своих желаний

В 5-6 лет агрессивное поведение уже может рассматриваться как специфическая форма взаимоотношений ребенка с другими людьми (в первую очередь со сверстниками). Причинами агрессивности в этом возрасте становится неудовлетворенность ребенка своим положением в группе детского сада (не сложившиеся отношения с воспитателем, с другими детьми) или в семье (конфликты с родителями, ревность к появившемуся младшему ребенку, частые и несправедливые наказания).

Агрессия может проявляться как форма психологической защиты от тревожного состояния, «Чтобы ничего не бояться, надо сделать так, чтобы боялись меня» - такова мысль агрессивно-тревожного ребенка. Унижая других, агрессивный ребенок избавляется от чувства неуверенности в себе, от сознания своей способности жить так, как хотелось бы.

Детская агрессивность не всегда является негативным опытом, разрушение, которое чаще всего является результатом агрессивности любого человека, происходит у детей непроизвольно, в результате активности ребенка или его повышенного любопытства. Поэтому родителям следует различать активность и агрессивность, чтобы не запретить вместе с агрессивностью и активность к деятельности, к познанию нового.

Для того чтобы оказать профессиональную помощь агрессивному ребенку необходимо:

1.Проанализировать и изучить окружение ребенка и провести работу социально-психологической направленности с близким социальным окружением, окружающими людьми (родители, воспитатели, друзья).

2.Исправить черты характера, поведение, мешающее адекватной самореализации ребенка.

3.Создать правильную модель способов поведения и отношений дошкольника.

Родители приглашаются как на групповые, так и индивидуальные консультации. Работа с ребенком может проводиться как в присутствие родителей, так и с другими детьми в небольшой группе (2- 3 человека). Для ребенка часто становится открытием, что родители «жалуются» психологу на него, более конкретным становится знание ребенка, что от него требуют родители. Зачастую случается так, что родители просто сердятся на ребенка и не могут ему четко объяснить, что он делает неправильно.

Психоаналитическая работа с агрессивным ребенком проводится поэтапно:

Установочный этап: анализируется вид агрессивности в соответствие с возрастными нормами, устанавливается соответствие или несоответствие нормальным проявлениям агрессии.

Подготовительный этап: устанавливаются доверительные отношения с ребенком, определяются основные интересы, приоритеты ребенка, а также уровень осознания ребенком своей проблемы.

Диагностико-аналитический этап: анализ причин агрессивности, прогнозирование на будущее.

Коррекционно-аналитический этап: совместно с ребенком проводится анализ пределов своей агрессивности, формируется сознательное отношение к деструктивным действиям, анализируются игровые ситуации.

Социализирующий этап: дополнительно проводится исследование условий воспитания в семье, отношение ребенка к этим условиям, проводится анализ личностных качеств ребенка, вводятся ограничения в действиях ребенка, особенно, если они по-прежнему носят агрессивный характер. Если ребенок посещает дошкольное учреждение, проводится дополнительно анализ условий воспитания в детском саду.

Формирующий этап: использование игр, тренингов для анализа своей агрессивности. Вводятся техники самоанализа. Исследуется отношение ребенка к себе такому. Игры на формирование чувств эмпатии, сочувствия, сострадания. Родителям и педагогам предлагаются методы сублимации детской агрессии в другие виды деятельности.

Прогнозирование: составление оптимистического прогноза на будущее.

Психолог в процессе работы с ребенком придерживается мнения, что агрессивность может быть и полезным качеством для ребенка: оборонительная агрессия (спасение собственной жизни), целеустремленность, настойчивость, готовность защищать не только себя, но и других. Поэтому, в отличие от других психолого-педагогических методов, психолог не подавляет детскую агрессивность, а использует методы смещения агрессивности (с живых объектов на неживые), методы сублимации (перенос агрессивной энергии в спорт, труд и другую активную деятельность), методы самоанализа и самокоррекции, которые из неосознаваемых становятся сознательными действиями. Поощряется самоконтроль. Таким образом, психолог не только учит ребенка социальным методам использования своей агрессивности, но и совместно с ребенком проживает весь процесс коррекции агрессивного поведения ребенка.

Родительские собрания обязательно должны проходить совместно с родителями, где также должны решаться и следующие задачи: между родителями и детьми должно быть взаимоуважение и взаимопонимание, чтобы они доверяли друг другу, также необходимо сформировать в семье готовность обсуждать с детьми все конфликтные и спорные ситуации.

Задача психолога заключается, в том, чтобы работа шла совместно с семьей агрессивного ребенка, что семья должна также принимать полное участие в изменение стиля воспитания такого ребенка. Нужно проводить и практиковать индивидуальные работы, совместные консультации специалистов, как с детьми, так и с родителями.

Роль родителей по устранению данной проблемы велика. Они первыми должны разобраться в возникновении проблемы, а потом уже обратиться за помощью её решения к специалисту.

Только в совместной деятельности: взрослый-ребёнок-родитель, по работе с данной проблемой, можно добиться хороших результатов!

 

 

 
Яндекс.Метрика