Понедельник, 27 Сентября 2021

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

User Rating:  / 0
PoorBest 

Искакова Акнур Бейбитовна, воспитатель II категории,

КГУ «Областная специальная (коррекционная)

школа-интернат для детей с нарушениями слуха»

 акимата Северо-Казахстанской области

 

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым
»
(Ж.Ж.Руссо)

Как мы все знаем, что здоровье - это самое главное богатство, которое нужно беречь. Здоровье - это не просто слово, это то, что помогает всем жить, особенно детям, развиваться, творить и двигаться дальше. Лучший способ сделать детей счастливыми - сделать их здоровыми! Считаю, что важно с раннего детства прививать навыки здорового образа жизни, ведь проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна.

Детей с различными нарушениями здоровья становится больше с каждым годом. Среди них дети с нарушениями слуха, которые подвержены риску социальной дезадаптации в связи тем, что у них нарушены познавательные функции. Данное нарушение влияет не только на физиологическое, но и на психологическое развитие ребёнка, поэтому важно диагностировать его в первый год жизни. Именно в этот период можно откорректировать слух при помощи слухового аппарата и обеспечить ребёнку полноценное языковое и речевое развитие посредством организации ранней абилитации (подготовка к какому-либо роду деятельности). В семье коррекция обеспечивается естественным речевым общением с близкими (взрослыми и детьми). Оптимальное количество времени 30-40 часов в неделю, так как наиболее полная компенсация нарушения возможна именно при таких ресурсных затратах. Эта тревожная тенденция предполагает создание в образовательных учреждениях специальных условий, обеспечивающих формирование доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов, их интеграцию в образовательную среду и социализацию. Очень важной задачей образования является включить таких детей в общество для их будущего благополучия. Инклюзивное образование – наилучшее решение для слабослышащих детей: оно позволяет создать среду, которая будет формировать социальные и учебные навыки ребёнка практически наравне с детьми, не имеющих нарушений слуха. Инклюзивное образование слабослышащих детей может осуществляться как в обычных, так и в специализированных школах-интернатах.

Работая режимным воспитателем, я большое внимание уделяю сохранению здоровья детей. Во время режимных моментов у детей закладываются навыки правильного режима дня, гигиенические навыки, изучаются особенности своего организма. Проведение физминуток во время внеклассных занятий способствуют отдыху и восстановлению детей после умственных нагрузок.  

В отличие от здоровых детей, дети с нарушением слуха из –за недостаточности развития речи труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий, воспроизведении заданного ритма движений. Так как компенсация нарушения слуха идет, как правило, за счет зрения, важно постараться использовать эту особенность при организации подвижных игр. Провожу такие игры как «Цветные палочки», «Поймай мяч», «Делай как я» которые направлены не только на развитие слуха у ребёнка, но и на обогащение словарного запаса, которые приучат ребёнка к осознанному поведению.

Сохранение и укрепление здоровья - это важнейшие составляющие работы педагога. От жизнерадостности и бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, желание учиться. Поэтому очень важно выстраивать взаимодействие учреждений образования, культуры, здравоохранения для сохранения и укрепления здоровья детей, а также в ближайшее время повышать компетентность педагогов и родителей в вопросах особенностей детей с нарушениями  слуха, в том, какими приёмами и методами обучать,  как научить их общаться с окружающими, в каком возрасте начинать ориентировать в обществе.

Детей с нарушениями слуха в развитии необходимо вовлекать в различную деятельность, что благотворно влияет на формирование личности. Занимаясь в кружках по интересам, обучающиеся с различными образовательными потребностями получают навыки, необходимые в обществе. Помимо учебной деятельности и занятий в кружках инклюзия также осуществляется при сотрудничестве школы с другими учреждениями и организациями, а также во взаимодействии с родителями. Обучающиеся школы-интерната регулярно посещают музей, театры, библиотеки, спортивные комплексы и другие культурно-досуговые организации. Естественно, что степень активности детей в досуговых и иных мероприятиях разная, так как у каждого разный уровень нарушений здоровья и имеются свои личностные особенности.

Таким образом, создание условий для полноценного воспитания и образования детей с нарушениями слуха, адекватного их состоянию и здоровью, является условием успешной реализации инклюзии, которая является одним из решающих и эффективных механизмов построения общества для всех и каждого конкретного человека.

 

 

 

 

 

 
Яндекс.Метрика