Пятница, 15 Октября 2021

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА

User Rating:  / 0
PoorBest 

К.К. Жамантаева,

старший преподаватель кафедры «Методика преподавания естественных

и гуманитарных дисциплин»АО «НЦПК»Өрлеу ИПК ПР по СКО»

 

Л.А. Молодкина,

учитель начальных классов

КГУ « Елецкая средняя школа»Айыртауского района СКО

 

«Тот, кто, обращаясь к старому, способен
открывать новое, достоин быть учителем».

Конфуций

 

Основной формой учебно-воспитательной работы в начальной школе, как известно, является урок. Именно на уроке усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной работе. На уроке закладываются основы формирования каждого учащегося как личности, которая может применять полученные знания в жизни.

От современного учителя начальных классов требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но и необходимо всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.

Все эти требования заставляют нас задуматься, каким же должен быть эффективный урок?

   Нередко под эффективностью урока понимают прежде всего его оригинальное, необычное построение и новизну в приёмах работы. Сторонники этой точки зрения вольно или невольно игнорируют главное в уроке – его результат. Конечно, и оригинальное построение, и новизна методических приемов – очень важные факторы, способствующие повышению качества урока. Но они не цель, а средства, и вопрос о том, насколько они целесообразны, должен решаться в конкретных условиях обучения.

   Из практики известно, что методический приём, использованный в одном классе, может оказаться нецелесообразным в другом, параллельном классе, так как выбор форм и методов работы зависит не только от специфики учебного материала, но и от подготовленности учащихся, их умения работать самостоятельно и других условий.

   Все эти этапы урока: опрос учащихся, объяснение и закрепление материала, задание на дом – выполняют свою учебно-воспитательную роль. Однако они взаимосвязаны, и вся работа на уроке направлена к одной основной цели – вооружить учащихся знаниями, умениями и навыками. Опрашивая учащихся, учитель не только контролирует усвоение материала, но и помогает некоторым из учащихся разобраться в том, что было ими плохо усвоено, задавая дополнительные вопросы, он помогает им вспомнить ранее изученное и сопоставить его с пройдённым на текущем уроке. Требуя четкого, конкретного и связного ответа, он вырабатывает у учащихся умение логически стройно и грамотно излагать мысли; вовлекая в работу остальных учащихся, учитель дополнительно тренирует их, а это ведёт к более прочному усвоению материала. Таким образом, опрос, помимо контрольной функции, выполняет и функцию обучающую и воспитательную. То же самое можно и сказать о других этапах урока. Поэтому продуктивная обучающая и воспитательная работа на каждом этапе урока – основной путь повышения его эффективности из этого следует, что урок нужно оценивать с таких точек зрения:

  1. 1)Связь изученного материала с жизнью;
  2. 2)Усвоен ли теоретический материал;
  3. 3)Выработаны ли навыки, предусмотренные программой;
  4. 4)Проведена ли воспитательная работа, вытекающая из содержания, цели и задач урока.

   В начальной школе практикуются уроки различных типов: урок объяснения нового материала, урок закрепления и повторения материала и др. Мне хотелось бы остановиться на комбинированном уроке, т.е уроке, на котором проводиться «и ознакомление учащихся с новым материалом, умениями и навыками, и их закрепление, и повторение ранее пройденного, и учёт знаний» Рассмотрим основные этапы комбинированного урока с точки зрения путей, ведущих к эффективности урока.

Приступая к изучению тему, мы должны сказать детям, где и когда они смогут применить знания, которые будут даны на уроке, привести соответствующие примеры, показать связь данного материала с жизнью, производством, бытом, культурой. Перед учащимися в начале урока должна быть сформулирована цель урока по теме и поставлены конкретные задачи: что учащиеся должны усвоить, чему научиться, какие навыки приобрести. А.С. Макаренко подчеркивал, что не только воспитатель, но и воспитуемый должен видеть перспективу своих усилий, а значит, отдавать себе отчет в том, что и зачем он делает. Это указание в полной мере относится и к работе на уроке.

   Проверка домашнего задания и опрос учащихся на уроке имеют исключительно большое значение. Мы не только проверяем, как каждый учащийся и в классе в целом справился с домашней работой, как усвоен материал предыдущего урока, но и закрепляет этот материал. Здесь учащиеся отчитываются о своей работе перед учителем и своими товарищами. Иными словами, проверка домашнего задания не только служит средством контроля, но и носит характер обучения и воспитания.

   На уроках не всегда есть возможность выслушивать подробные, полные ответы всех учащихся, нередко приходится ограничиваться короткими ответами по основным, узловым вопросам темы. Если из ответа видно, что учащийся знает материал, нет смысла выслушивать его до конца, лучше предоставить слово другому. Таким образом, один и тот же вопрос могут отвечать 2-3 ученика. Привлекая к освещению одного вопроса нескольких учеников (исправление ответа, дополнение его) и оценивая их знания, мы получаем полное представление об усвоении материала каждым из них. К такому опросу необходимо серьёзно готовиться, продумывать формулировку каждого вопроса; вопросы должны быть краткими и конкретными. Задавая вопрос, следует уточнить, что необходимо осветить более подробно, о чем только упомянуть, какие факты назвать.

   В целях интенсификации работы при проверке знаний, умений и навыков полезно применять элементы программированного обучения, в частности выборочный ответ. Применяя метод программированной проверки навыков, мы имеем возможность контролировать работу многих учащихся на каждом уроке. Однако сказанное не означает, что на уроке не следует практиковать обстоятельные, развернутые ответы. Ответ на уроке – средство обучения, развития и воспитания. С помощью этого средства, с одной стороны, формируется личность учащегося, с другой стороны – осуществляется так называемая обратная связь в процессе обучения. Ответы учащихся это своеобразное рассуждение. Например, на вопрос о том, почему одни и те же слова пишутся то с заглавной буквы, то со строчной?

Друг Мишка –косолапый мишка, пёс Рыжик – солёный рыжик.

Ответ ученика может быть таким: в первом случае Мишка — это собственное имя существительное. А собственные имена существительные пишутся с большой буквы, в словосочетании косолапый мишка. Слово мишка нарицательное. Нарицательные существительные отвечают на вопрос что? И пишутся со строчной буквы.

   Анализируя опыт передовых учителей, можно сделать выводы о том, при каких условиях объяснение на уроке даёт наиболее высокие познавательно-воспитательные результаты. Это прежде всего:

- Объяснение нового материала надо проводить чётко, максимально конкретно, убедительно, доступно пониманию учащихся; целесообразно сообщать учащимся план изложения материала; новые термины, встречающиеся в материале, должны быть раскрыты, разъяснены;

- объяснение нового материала нужно проводить при активном участии класса; один из эффективных путей активизации учащихся- применение активных методов обучения.

- объяснённый материал необходимо обобщать, а затем проверять, как он усвоен учащимися; для беглой проверки усвоения материала целесообразно применять метод выборочного ответа. Из сказанного видно, что учитель должен тщательно готовиться к объяснению нового материала; продумывать толкование новых терминов, решить, какие из них следует объяснять подробно, какие – кратко. Объяснение терминов – также важный путь повышения эффективности урока. Объяснение должно быть простым, максимальным, доступным.

   Новый материал, знание которого необходимо для практических целей, должен быть не просто изложен или сообщен, а именно объяснён. Следует показать учащимся, как применяется изученная теория на практике, дать соответствующие образцы использования полученных знаний, сообщить алгоритм к правилу. Алгоритм – это инструкция, предписывающая, какие операции и в какой последовательности нужно выполнять, чтобы применить соответствующее правило.

   Одно из главных правил эффективности урока звучит так: Новый материал должен быть закреплен в классе. С этой целью учащимся дают четко сформулированные вопросы, требующие не простого перечисления фактов или пересказа объяснительного материала, а его анализ.

   Если знание изучаемого на уроке нужно для выработки соответствующих навыков, то теория закрепляется упражнениями. Эти упражнения должны быть небольшими, но разнообразными.

   Постановка конкретных вопросов, требующих пусть кратких, но осмысленных ответов, подбор учащимися характерных примеров, связь изученного с жизнью, практикой – таковы основные пути закрепления материала на уроке.

   Однако только классного изучения учебного материала, как бы хорошо оно ни было поставлено. Недостаточно; знания, полученные на уроке, не будут прочными, если их не подкрепить домашними заданиями. Основным пособием для домашней работы учащихся, помогающим глубоко усвоить знания, полученные на уроках, является учебник. Полезно сообщить учащимся памятку о том, как работать над упражнением. Например:

  1. 1.Внимательно прочитай тему урока.
  2. 2.Прочитай внимательно все правила этой темы.
  3. 3.Посмотри на задания к упражнению и соотнеси их с примерами данных правил.
  4. 4.Сделай то же самое на своих примерах. Обязательно проверь написанное.

Давая домашнее задание, необходимо разъяснить, что и как нужно сделать, т.е. конкретизировать задание и тем самым облегчить его выполнение.

Важным этапом учебно-воспитательной работы на уроке является подведение итогов, рефлексия. Итог можно подвести, используя различные методы. Важно, чтобы дети уяснили, чему они научились на уроке, чем обогатились, какие знания и навыки приобрели. В итоге урока учащиеся должны чувствовать свой рост и продвижение вперед в изучении данной учебной дисциплины и в своём развитии.

Особое место на всех этапах урока занимает индивидуальная работа. Организуя индивидуальную работу, важно вызвать у учащихся интерес к занятиям и стремление ликвидировать пробелы в знаниях, а для этого необходимо вселить в них веру в свои силы; нужно вскрыть перед учащимися причины их отставания и указать пути ликвидации пробелов. Чтобы индивидуальная работа на уроке достигла цели, нужно соблюдать такие условия:

  1. 1.Работу проводить регулярно;
  2. 2.Индивидуальные задания должны быть небольшими;
  3. 3.В карточке для индивидуальных работ следует включать только задания индивидуального характера(упражнения)
  4. 4.Индивидуальные задания должны проверяться и оцениваться.

Таким образом, задача каждого учителя – изучить индивидуальные способности учащихся и оказать им своевременную помощь, облегчить им работу над учебным материалом.

 

 

 

 

 

 
Яндекс.Метрика