Пятница, 15 Октября 2021

ВЛИЯНИЕ ИКТ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

User Rating:  / 0
PoorBest 

Завацкая Е.А.

учитель-дефектолог, логопед

КГУ «Кабинет психолого-педагогической

коррекции», г.Петропавловск

 

Происходящие изменения в системе образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом.

В Законе Республики Казахстан «Об образовании» отмечается: «основной задачей образования является развитие духовных и физических возможностей личности ребенка. Педагогическая модель личностно-ориентированного обучения становится одной из ведущих в современной системе образования, ориентированного на обучение и гармоничное развитие личности, в соответствии с его способностями, возрастными и психологическими возможностями».

Система образования сталкивается с вызовами нового времени – информацией, которая сбивает с ног, разрушением отношений и связей, устареванием образовательных технологий. На смену должны приходить новые технологии, которые помогают решить новые проблемы.

Технология отвечает на вопрос «как использовать тот или иной прием оптимально» - нужна, чтобы оптимизировать учебный процесс. То есть использовать новые технологии нужно там, где есть проблемы.

Выбирать из множества. Популярность набирают игровые технологии, технологии работы в сотрудничестве, технология «case study», технология развития критического мышления, метод проектов. Но это не значит, что нужно останавливаться только на них. Технология - это инструмент, нужный для достижения цели.

Включать субъектность. Любая технология должна помочь ученику стать активным инициативным. Если ребенок создает проект и при этом все делает под диктовку, то технология не сработала.

Передавать опыт. Технология должна помочь учителю передать свой опыт или дать ученику возможность открыть новый опыт в процессе. Этим хороши проектные техники и игровые - процесс иногда становится важнее результата. Главное - вовремя рефлексировать, обсуждать, как появляются новые навыки у ребенка и зачем они нужны.

Создавать продукт. Он тоже важен. Через продукт ребенок лучше понимает, зачем он изучает предмет, зачем использует метод. Продукт должен быть материальным, но не обязательно полезным для всех - дневник с записанными ошибками и открытиями тоже может быть продуктом.

Оценивать продукт, а не человека. Оценка личности, а затем ее коррекция - главные педагогические ошибки. Нужно оценивать продукт, причем не «двойками» и «пятерками», а качественно. Ученику нужно сказать, что у него получилось, что - нет, и почему.

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств.

Информационно-коммуникационные технологии – это совокупность методов и способов процесса сбора, обработки, передачи и хранения информации.

Именно преобразованию и трансформации педагогических технологий способствуют информационно-коммуникационные технологии. ИКТ можно представить с двух сторон: как научное направление (совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами) и как конкретный способ работы с информацией.

Любую педагогическую технологию, на мой взгляд, сегодня можно представить как информационно-коммуникационную технологию, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.

Существенное влияние на педагогические технологии оказывают средства ИКТ: персональные компьютеры (ноутбуки, смартфоны, планшеты и т.п.), информационные сети, средства хранения большого объема информации, локальные вычислительные сети, системы искусственного интеллекта, машинная графика, средства связи, электронные средства образовательного назначения и другие.

Данные средства позволяют более эффективно и в короткий срок достигнуть дидактические цели педагогических технологий, эффективно применять традиционные и интерактивные методы обучения, повышать познавательную активность, мотивировать обучающихся, создавать творческую атмосферу в процессе преподавания и т.д.

Приведу конкретный пример из моей практики. В процессе проведения индивидуального занятия с дошкольником с особыми образовательными потребностями я часто ориентируюсь на ведущий вид деятельности дошкольника и использую в работе с ним игровую педагогическую технологию, которая предполагает на этапе реализации технологии использование различных игр (сюжетно-ролевые, дидактические, настольные, подвижные и другие).

Современные реалии таковы, что дети дошкольного возраста свободно владеют различными гаджетами (ноутбук, планшет, смартфон и т.п.), в связи с чем, наряду с традиционными видами игр, я широко использую компьютерные обучающие игры, которые сокращают дистанцию между обучением моего подопечного и свободным общением с ним. В процессе проведения таких занятий я наблюдаю повышенный интерес у ребенка к ним, если раньше он приходил на занятия со слезами (в силу возраста и нарушения), находился под постоянной опекой родителя и не хотел оставаться на занятии и продуктивно работать, то своеобразная «аппликация» игровой педагогической технологии и ИКТ позволили решить эти сложные проблемы.

Также в моей работе главное место занимают личностно-ориентированные технологии. Начиная работать с конкретным ребенком с особыми образовательными потребностями, я обязательно составляю индивидуальный образовательный маршрут, Карту личностного роста, продумываю методы и приемы работы с данным ребенком в соответствие с его развитием и анамнезом. И в данном случае невозможно представить реализацию личностно-ориентированных технологий без использования ИКТ. В такой работе мне помогают различные программные продукты, электронные учебники, цифровые образовательные ресурсы, а мониторинг личностного развития ребенка вообще невозможно представить без электронной фиксации результатов, которые позволяют отслеживать динамику обучения и развития ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод, что влияние информационно-коммуникационных технологий на педагогические технологии очень существенное. Невозможно сегодня представить реализацию ни одной педагогической технологии без использования ИКТ. 

 

 

 

 
Яндекс.Метрика