Пятница, 15 Октября 2021

МЕНЕДЖМЕНТ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

User Rating:  / 0
PoorBest 

Дарбаева Мадина Танжарбаевна,

ГККП «Ясли-сад «Алтын бесік»,

Г. Петропавловск

 

 

«Менеджмент — это искусство делать вещи правильно.

Лидерство — это искусство делать правильные вещи».

Питер Друкер (американский учёный, экономист)

 

За годы независимости создана национальная модель образования, в основе которой лежит лучшая мировая практика и отечественный опыт. Условия современной жизни все острее ставят перед отечественной системой дошкольного образования задачу модернизации, функционирования на основе инновационного пути развития.

В условиях модернизации возникает потребность в педагоге новой формации: инициативном, творческом, способном обеспечить новые качества образования. Нужен педагог-лидер дошкольного образования, ведущей характеристикой которого является социально-лидерская компетентность. Лидерство – неотъемлемая часть профессионального педагога. Возникает вопрос: Почему?

Знания и опыт педагога становятся достоянием других. Однако традиционное позицио­нирование педагога как простого источ­ника знаний на современном этапе раз­вития образования исчерпало себя. Сегодня педагог — это менеджер, выстраивающий взаимоотношения с людьми, налажи­вающий контакт, эффективное взаимо­действие с ребенком, для того чтобы управлять его развитием. С этих позиций педагог — это профессиональный лидер.

Слово лидер происходит от англосаксонского корня «lead», которое переводится как «дорога», «путь» и связан с глаголом «leaden», означающем «путешествовать», «идти». Именно этими словами обозначался курс судна в море, а лидерами называли людей, показывающих путь.

Феномен лидерства, появившийся на этапе становления человеческой цивилизации, является популярным предметом философских и научных изысканий. Платон и Аристотель, Михайловский и Хантер, Эльконин и Вагнер изучали этот феномен. Научный интерес к феномену лидерства сохраняется и в наши дни.

Лидерство как психолого-педагогический и социальный феномен представляет собой сложный многогранный процесс, который может быть охарактеризован с различных позиций. Одной из важных характеристик лидерства является его структурный характер. Основные подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Формирование лидеров в образовательном процессе является стратегической задачей каждой дошкольной организации.

Детский сад «Алтын бесік» г. Петропавловска - восьмая гавань в моей педагогической работе. Как руководитель, испытываю острую потребность в воспитателе-профессионале, мобильном, конструктивном, с высоким уровнем информационной грамотности, способном с учетом меняющихся педагогических условий, самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия. Профессионала найти сложно, но его можно вырастить.

Как выстроена модель работы по формированию лидерских качеств у педагогов?

Первый этап – диагностика лидерских способностей.

Методик исследования психологических особенностей лидерства сегодня очень много. Использовали диагностику лидерских способностей Е. Жарикова, Е. Крушельницкого. Представленная методика позволила оценить способность человека быть лидером. По мнению авторов теста, способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Характерологическими чертами личности, которыми должен обладать настоящий лидер, как отмечают Е. Жариков и Е. Крушельницкий, могут служить следующие проявления:

Нужно отметить, что лидерство в педагогике обладает рядом особенностей. Это связанно со спецификой педагогической деятельности, направленной на воспитание подрастающего поколения. Для проявления лидерства в педагогической сфере необходимо гармоничное сочетание организаторских способностей руководителя, наличие коммуникативных навыков, профессиональной компетенции и личных качеств, харизмы педагога.

Второй из использованных методик была социометрическая.

Большая часть педагогов коллектива имела опыт совместной работы. Социометрический метод опроса позволил выявить лидера в группе, в микрогруппах. Определение социометрического статуса работника фиксировались взаимные симпатии и неприязни среди членов группы. Форма вопросно-ответная.

Результаты первого этапа позволил определить реферетную группу педагогов – будущих лидеров.

Второй этап – определение перспективных векторов профессионального роста педагога-лидера

Основные векторы:

  • формирование социальной направленности;
  • ценностное самоопределение;
  • овладение навыками саморегуляции и влияния на окружающих.

Лидерами в педагогической деятельности выступали педагоги, обладающие высоким авторитетом и влиянием, способные сформировать и координировать совместную деятельность в воспитательно-образовательном процессе, трансляторы активной жизненной позиции. Освоение пространства лидерского поведения предполагает поэтапную эволюцию лидерской позиции педагога. На каждой стадии данного эволюционного процесса педагог позиционировал себя как лидер по отношению:

  • к самому себе;
  • к партнерам в группе;
  • к коллективу единомышленников;
  • образовательному сообществу взрослых

Какие трудности мы испытали? К сожалению, они были. Потенциальные лидеры, которые не реализовали свои способности в коллективе, стали осваивать альтернативное пространство, заявив о себе уже в качестве «анти лидеров». Это педагоги занимали позицию скрытой конфронтации с руководством. Анализ ситуации позволил провести работу, нацеленную на развитие лидерских качеств, формирование навыков организаторской деятельности и эффективного межличностного взаимодействия.

Становление педагога-лидера возможно при определенных условиях организации педагогического процесса, сочетаемого с определенными психологическими подходами. Средства формирования лидерских качеств:

  • учет психологических особенностей личности педагога;
  • педагогическое стимулирование потенциала лидерства;
  • делегирование полномочий

Учет индивидуальных особенностей педагогов способствуют формированию активной жизненной позиции и формированию личности созидательного типа. Средства педагогического стимулирования развития лидерского потенциала - комплекс стимулирующих ситуаций. Среди них и стимулы материального характера, закрепленные в коллективном договоре организации. Они взаимно дополняют друг друга. Делегирование полномочий открывает новые возможности для реализации лидерских талантов педагогов.

 

Условия для формирования педагога-лидера

Жизнь заставляет ежедневно решать новые педагогические задачи. Большинство из них решались успешно, но истинным двигателем «прогресса», на мой взгляд, является чувство собственной неудовлетворенности собой, результатами своей профессиональной деятельности. Быстрый обмен знаниями, создание условий для новых инициатив – это одна из задач менеджмента. Лидерство педагогов организации обеспечено доступом к технологиям. Пример:

Робототехника, которая набирает обороты и по праву считается одной из популярных наук современности. В условиях глобальной цифровизации этот факт неудивителен. Внедрение робототехники в содержание дошкольного образования обусловлено необходимостью создания условий для формирования повышенного интереса детей к исследовательской, творческой деятельности, что соответствует требованиям ГОСО ДО Республики Казахстан. Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Требование времени стало инновационной площадкой для саморазвития педагога, для его самоопределения ценностей.

  •  

     

    дистанционное обучение творческой группы педагогов детского сада в Академии Microsoft, по 4 направлениям.

•        курсовая подготовка на базе филиала АО НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Северо-Казахстанской области»;

•        обучение на профильных курсах «Программирование, робототехника и 3D-принтинг»   на базе НИШ.

 

Предварительные итоги

Искусством управления человек овладевает в течение всей своей жизни, накапливая жизненный и профессиональный опыт, размышляя над ним, оценивая его и переживая. Результат его практики – это есть результат профессионального развития.

Мы стремимся создавать условия для формирования лидерских качеств у педагогов. Лидерство в педагогической сфере имеет ряд принципиальных особенностей. Неотъемлемыми качествами лидера-педагога необходимо считать наличие организаторских способностей руководителя, коммуникативных навыков, профессиональной компетенции, личных качеств.

 

Результативность менеджмента по формированию лидерства у педагогов.

Душа ребенка сродни скрипке. Как к ней прикоснёшься, так она и зазвучит. И как не просто найти подход к маленькому человеку, разглядеть в каждом ту изюминку, которая отличает его от других, но я думаю, что мне и моему коллективу педагогов-лидеров это удается.

За неполных 8 лет мы вырастили более 350 победителей и призеров республиканских и международных конкурсов детского творчества. Честная победа в большой битве, где судьи строги. Их имена знакомы многим Лановой, Миронов, Золоторев. Биеннале в Канагаве, клуб федерации ЮНЕСКО в Алматы, сцена Дворца «Жастар». «Лунный кот» в Барселоне, победы наших юных гроссмейстеров в Павлодаре и Алматы на чемпионате РК по шахматам среди юношей и девушек от 6-18 лет, воспитанники покорили робототехнические Олимпы в Омске, Москве, Санкт-Петербурге, Тольятти – доказательство мастерства моих педагогов-лидеров и одаренности моих воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 
Яндекс.Метрика