Воскресенье, 29 Ноября 2020

«МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

User Rating:  / 0
PoorBest 

Базаркина Елена Яковлевна

заведующая, педагог Самопознания я/с «Балдырған»,

г. Петропавловск, Даулетова Д.О, ст. преподаватель

кафедры психолого-педагогическое сопровождение

«Растить сады души» Гёте


           Я педагог дошкольного воспитания. В своей профессии я работаю больше тридцати лет и, конечно, за это время у меня сложились свои принципы работы, своё мировоззрение, свое кредо, другими словами, своя педагогическая философия. Само слово философия в переводе

nike

           Современная ситуация требует от каждого, кто связан с воспитанием подрастающего поколения, личностной направленности, когда высшей целью свой работы педагог дошкольник видит не передачу суммы знаний, а создание нравственно-духовного фундамента воспитания. Не лишне вспомнить высказывание немецкого философа, родоначальника немецкой классической философии И.Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это, звездное небо надо мной и моральный закон во мне». И так «звездное небо над головой» и «нравственность внутри меня», отсюда и первый постулат моей педагогической философии - педагог должен быть высоко нравственным, чтобы прививать и развивать в детях с раннего детства глубокую нравственность во всех смыслах. Второй постулат: педагог должен быть мечтателем и сказочником, чтобы «сказку сделать былью». И третий постулат - это выдержка, из трудов И.Канта «О воспитании, о свете»: «Доброе воспитание как раз есть то, из чего возникает всё добро на свете». Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас, педагогов и от тех принципов, которые мы заложим в сознании детей. Каков человек такова его деятельность, таков мир, который он создаёт вокруг себя.

Что характеризует человека прежде всего? Конечно же его культура. Это понятие включает в себя его духовность, его нравственность, цивилизованность духовную и душевную, его утончённость, творческую активность, Культура человека есть отражение его внутреннего мира. Огромную роль в формировании культуры, по моему глубокому убеждению, играет- эстетическое воспитание с самого раннего возраста. В связи с этим ключевая роль детского сада заключается в создании условий для становления у детей общечеловеческих ценностей, формирование у них нравственных установок- отношение к миру по законам: ДОБРА. ПРАВДЫ, КРАСОТЫ, формирование гармоничной, духовно богатой, эстетически развитой личности, с творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности. И, конечно же надо понимать, что для этого педагоги-дошкольники должны обладать не только высокой профессиональной квалификацией, но иметь широкий кругозор и культурную эрудицию. Этого подчас очень и очень не хватает на практике. И для этого нужно много работать над изучением исторических, краеведческих, культурологических источников, накапливать сведения познавательного характера, выстраивать воспитательно-образовательный процесс, создавать модель взаимодействия детского сада с общественными организациями, семьёй, формировать предметно-развивающую среду и условия для обогащения разнообразной художественно-эстетической деятельности детей, разрабатывать парциальные программы. Сегодня формирование любви к малой и большой Родине, к отчему краю, родному городу и бережному отношению к историческому и культурному наследию являются приоритетными. Приобщение дошкольника к общечеловеческим ценностям возможно через погружение в родную культуру и культуры других народов в режиме диалога и полилога-это позволяет видеть мир, национальных культур в панорамном срезе, расширить своё миропонимание, осмыслить глубину родной культуры. Каждая из культур становиться для ребенка своей, уточняет и углубляет ценностное сознание, помогает отделить хорошее от плохого, справедливое от несправедливого, красоту от безобразия, добро от зла.

          Богатейший потенциал расширения ценностного сознания дошкольника в самом раннем возрасте дает обращение к фольклору народов мира, что позволяет развивать детскую фантазию. Как? Очень просто. Надо только обратить внимание малышей на окружающий мир и облечь это в сказочную и поэтическую форму. Тогда все оживет и засияет праздничными красками. Детский фольклор- начало всех начал для ребенка. Он все превращает в волшебство, развивает сообразительность, умение внимательно слушать и даже четко выговаривать слова. И когда ребенок подрастет, он уже не пройдет мимо великих образцов культуры, импульс к познанию которой получил в раннем детстве. На каждой возрастной ступени дошкольник должен погружаться в мир образов, символов- архетипов, (т.е. первоисточников)- носителей нравственных ценностей своего народа через миф, сказки, былины, легенды, притчи. Мотивы поведения сказочных, былинных, легендарных героев рассматриваются во взаимодействии с миром культуры через эмоциональное общение, язык чувств. Форму занятий рекомендуется проводить в виде коллективного поиска. Детей необходимо вовлекать в совместные рассуждения. Знакомя дошкольников с культурно-историческим опытом прошлого (походы Абылайхана, подвиги батыров и былинных богатырей), необходимо дать детям возможность самим найти ответы на вопросы: «Зачем нужно знать их имена?, «Исторические деятели, батыры, богатыри защищали границы родной земли, и поэтому нужно учиться у них богатырской силе. Помочь дошкольнику ориентироваться в сложном мире и в самом себе, осознавать себя наследником не только своей, но и других культур. Может «музейная педагогика», которая направлена на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности посредством раскрытия материальных и нематериальных знаний окружающего мира вне зависимости от места их расположения. Это сравнительно новое направление в работе с дошкольниками.

             Если историко-культурное наследие становиться живым и настоящим, близким и понятным ребенку, то возникает реальная надежда на взаимное понимание, на уважение, на толерантность. При этом диалог культур может осуществляться как по вертикали (в глубь веков), так и по горизонтали (диалог с разными народами).

           Для воспитания толерантных чувств важно, чтобы педагог делал правильный выбор объектов, о которых следует рассказывать детям. При подборе познавательного материала необходимо руководствоваться следующими принципами: определять какие воспитательные задачи можно решать, исходя из конкретного познавательного материала. Краеведческий материал (название некоторых улиц, достопримечательности родных мест) дает возможность воспитывать интерес к истории родного края, к событиям недавнего прошлого, учит гордиться героизмом соотечественников.

        При ознакомлении с символикой, столицей решается задача воспитания уважения к правительству, президенту. Необходимо давать детям некоторые первоначальные сведения из географии, экономики. Рассказывать о том, чего они не могут видеть в непосредственном окружении. При этом необходимо ориентироваться на государственные стандарты в дошкольном образовании. В соответствии с требованиями и учётом местных условий воспитатель планирует весь познавательный материал, равномерно по времени, чтобы дети в течении года усваивали знания постепенно, в определенной системе. Наиболее целесообразно планировать материал по темам:- «С днем рождения, Петропавловск!»,- «Северо-Казахстанская золотая нива»,- «Музей- живой дом»,-«История улиц родного города», - «Старая крепость»,- «Серебряный бор- жемчужина родного края»,- «Самое большое в мире целинное море»,- «Седой батюшка Ишим». Темы повторяются в каждой возрастной группе, обновленные содержанием сообщаемых им знаний. Воспитатель должен так организовать сообщение знаний об истории родного края и в родной стране, чтобы вызвать у детей познавательную активность, развивать любознательность и патриотические чувства. В процессе ознакомления детей с историей родного края решаются задачи и эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогает яркое живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая стихи, песни о Родине, исполняя гимн, дети радуются, у них возникает чувство гордости за родную страну, причастность к ней. Экскурсии по родному городу. Поездки в музей, в ботанический сад предполагают решение целого комплекса задач.

          Но нельзя ограничиваться только наблюдением за окружающей действительностью. Необходимо сочетать наблюдения непосредственного окружения с приобщением детей к миру ценностей не только казахского и русского народов, но и других этносов, живущих не только в нашей республике, но и в других странах.

           Обращаясь к поэзии средневековых японских и казахских поэтов (жырау), дети учатся постигать «жемчуг» жизненных смыслов: беречь всё живое, жалеть всё живое, видеть прекрасное, не оставаться равнодушным. Поэзия хокку и поэзия талгау (стихи-размышления) учат видеть в малом= великое, заставляют размышлять: для чего мы приходим в этот МИР? Для того чтобы самосовершенствоваться, вести диалог- согласие в общении с самим собой, с природой, с человеком. Насколько тонко можно его вести показывают нам поэты средневековья: Мацуо Басё, Ёса Бусон, Кабаяси Исса,Масакка Сики, Асан Кайгы-жырау, и наш земляк Кожаберген- жырау Великий.

          Цель таких занятий найти глубокую общечеловеческую мудрость, озвучить её и изобразить в рисунке. Так в рамках эмпатического диалога педагог выходит в духовное сотворчество с ребёнком в русле постижения ценностно- смыслового мира.

            Таким образом, формируя ценностное сознание дошкольника в историко-культурном контексте, мы: «сеем семена разумного, доброго, вечного, или говоря словами немецкого поэта Гёте, будем «Растить сады души», у наших воспитанников детских садов. Это и есть, краткое описание моей педагогической философии.

 

 

 

 
Яндекс.Метрика