Воскресенье, 29 Ноября 2020

Правосудие и право в жизни и творчестве Абая

User Rating:  / 0
PoorBest 

Амренов Х.И., учитель истории

КГУ «Возвышенская средняя школа», р-н М.Жумабаева

Приближается 175- летие Абая Кунанбаева. В этом году в нашей стране будет много мероприятий посвященной этой выдающейся личности. Талант его многогранен, тем более удивительно, что в степи, где его соотечественники в основном занимались кочевым и полукочевым

nike zoom kd v home decor for women

 

Я хочу в своей статье осветить его взгляды на российское судопроизводство и обычное право и его вклад в дальнейшую юридическую практику.

 Абай родился и жил в эпоху, когда рушились в казахской степи казалось бы незыблемые законы казахского общества и активно проникало российское юридическое право. Казахское ханство первой четверти XVIII века добровольно в силу нескольких причин входит в состав России. Постепенно российское влияние все больше проникает в казахскую степь. После административных реформ в 20г XIX века «Устава о сибирских киргизах» и «Устава об оренбургских киргизах» этот процесс ускорился. Казахское общество на протяжении веков пользовалось обычным правом, включая нормы мусульманского права

Древнейшим до нас дошедшим в устной форме сводом законов в кочевом обществе является «Қасым ханның қасқа жолы» «Светлый путь Касым хана», в дальнейшем с изменениями в политической и социальной – экономической обстановки в казахском ханстве Есим хан дополнил старые законы, которые получили в народе «Есим ханның ескі жолы» «Древний путь Есим хана».  В этих законах четко определялись полномочия ханов, султанов,биев,батыров  их взаимные обязанности и и права. Новые законы предусматривали разбор уголовных преступлений, материальные иски и положение женщин в обществе. В этом своде законов были оптимально сближены нормы обычного права и шариата, ислам уже глубоко проник в общественную жизнь казахского общества. Вершиной казахского права и судопроизводства являются законы хана Тауке « Жеті жарғы» « Семь положений».  В составление этих законов большую помощь оказали ему бии, наиболее известные Толе, Казыбек, Айтеке би. Судебная власть была в руках биев. Особо сложные дела рассматривались съездом биев. В разбирательстве некоторых дел принимали участие султаны и хан. Новый свод законов значительно ослабил распри между родами, усилил ханскую власть. Согласно нормам «Семи положений», хан признан единственным верховным властителем всех родов, всех земель Казахского ханства; его решения являлись окончательными. В юридической сфере монарх имел право выносить смертные приговоры, исполнять функции верховного судьи, утверждать законы и выносить обязательные для всех приказания и распоряжения.  . Но несмотря на власть хана большую роль играли народные собрания (курылтаи) Основную роль в судебных делах решали бии, но бывало нередко, что окончательное решение принимали султаны и ханы. До наших дней дошли только некоторые фрагменты этого свода законов. Анализ правовых норм в «Жеты Жаргы»  что «Жеты Жаргы «состояло из семи разделов:1. нормы, регламентирующие права собственности на пастбища и водоемы (жер дауы);2. нормы, регламентирующие имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников (жесiр дауы);3. нормы семейно-брачного права;4. нормы, регулирующие судебный процесс;5. нормы права, связанные с военным делом и управлением государством;6. нормы уголовного права, предусматривающие выплату штрафа7. нормы уголовного права, предусматривающие выплату штрафа- кун.

 Бием мог стать любой свободный член общества, но он должен был хорошо знать нормы обычного права и обладать красноречием. Авторитет биев был чрезвычайно высок. Суд в казахском обществе был гуманным, смертную казнь применяли редко, чаще применяли, материальное возмещение. Надо отметить, что к правовой ответственности привлекали с 13 лет.

С присоединением Младшего Среднего жуза Российское правительство постепенно меняет систему управления, а, следовательно, приспосабливает и судебную систему. По «уставам о сибирских киргизах», и «Положение об оренбургских киргизах» полномочия суда биев значительно урезались, им оставили малозначительные дела, например, разбор семейных отношений. Воровство, мошенничество и имущественные иски свыше 50рублей разбирались по общим законом Российской империи.  А антиправительственные выступления (восстания, мятежи) убийства, разбой, барымта разбирал военный суд.

 Окончательно территория казахов была приведена в систему общеимперского управления с введением «Временных положений об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областями «1867г и «Временных положений об управлении Тургайской, Уральской, Акмолинской и Семипалатинской областями».  По этим реформам были учреждены военно-судебные комиссии и уездные суды. Они были орудием претворения колониальной политики в регионе. Хотя в Сырдарьинской области сохранился суд казиев, роль военно-уездных судов в решение споров была решающей. Изменения в судебном деле ограничили влияние шариата и степных законов в повседневную жизнь.

В каждой волости в зависимости от числа кибиток (домохозяев), избирались от 4-х до 8-ми биев. По существу, они были низшим звеном колониальной судебной системы Казахстане.

Согласно реформам 1867—1868 гг. были учреждены военно-судебные комиссии и уездные суды. Имеющие четко выраженный классовый характер, судебные уч­реждения были орудием претворения колониальной по­литики в жизнь. Хотя в Сырдарьинской области сохра­нился суд казиев, роль военно-уездных судов в решении споров была весомей. Изменения в судебном деле огра­ничили влияние шариата и степных законов на повсе­дневную жизнь. В каждой волости, в зависимости от числа кибиток, избирались от 4-х до 8-ми биев. По существу, утверждаемые военными губернаторами суды биев и казиев были низшим звеном колониальной судеб­ной системы в Казахстане.

Еще на этапе подготовки реформ при создании «степной комиссии». состоящих из российских чиновников и офицерах не привлекались известные в народе люди. Абай Кунанбаев который не только некоторое время был волостным управителем, но бием, прекрасно знающий нормы обычного права подверг критике проект «Временных положений». Критике подверг и Чокан Валиханов, Бахытжан Каратаев и другие представители зарождающий казахской интеллигенции.  Позже Абай наблюдая последствия реформ напишет стихотворение Кулембаю (1889 г.)

И вот я стал волостным,

Рассеяв весь скот.

Ни груза у верблюда,

Ни гривы у коня Не осталось - Раздарил толпе.

Сильным мира сего,

Еще не услышав их слов,

Внимаю уже.

 Еще одним свидетельством того что царское правительство полностью игнорировало интересы казахского народа является этот документ который был опубликован в газете «Русская мысль» в 1891г, через 24 года после реформ.

 

Как была подготовлена реформа

...Все работы (по подготовке реформы. - Ж. К.) производи­лись в тиши кабинетов, сначала, в Петербурге, в комиссии статс-секретаря Буткова, без какого-либо участия в этих работах не только уж кого-либо из влиятельных и преданных нам киргизов хотя бы в виде депутата от народа, жизнь которого хотели перестроить на новый лад и о которой не имели в Петербурге почти никакого понятия, но даже из прежних знатоков степи, каковы, например, В.Б.1 Григорьев, Н.В.Ладыженский, жившие в Петербурге, не приглашались к участию в этих работах.

Русская мысль. 1891. № 8. С. 24.

Тем не мене даже в этих условиях Абай старался как больше облегчит положение простого народа. Авторитет и огромнейшую популярность в народе принесла Абаю позже его деятельность в качестве бия (судьи- посредника) при решение при решение тяжб и распрей, Демократические взгляды, честность и справедливость, глубокое знание истории и норм обычного права, знакомство с российскими законами отличали Абая в этой роли. Законы для него-это правила и нормы, которые должны меняться с течением и новыми требованиям самого времени, должны сохранять мир и спокойствие, нести справедливость.

 Абай Кунанбаев известен и своей законотворческой деятельностью. Им разработан проект первого правового документа на казахском языке, изданного типографским способом и распространённого среди казахского населения. Законодательство, принятого по инициативе Абая в мае 1885г. на чрезвычайном съезде биев, отразило реальную жизнь казахского народа второй половины XIX века, вес и значение вековых традиций и устоев, уровень общественного правосознания того времени. Несомненно, взгляды Абая на юридическое право не могли не повлиять на деятельность выдающихся казахских юристов конца XIX- начале XX века Б Каратаева, Б Сыртанова, Жакыпа Акбаева, окончивших юридический факультет Санкт – Петербургского университета. В своей практической деятельности они несмотря на противодействие царской власти, а затем советской также, как и великий Абай отстаивали принципы справедливого суда.

Абай активно способствовал нововведениям в действующие нормы обычного права, систематизировал отдельные нормы уголовно процессуального и гражданского права. По мнению известного казахстанского юриста Т. М. Культеева, новый порядок в целом «имел известное прогрессивное значение по сравнению со старым порядком, укоренившим веками в деятельности суда биев». В современном казахстанском судопроизводстве, в действующем УПК РК закреплены такие принципы уголовного процесса, как гласность, осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправие сторон, всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела.

Духовное наследие Абая- поэта, философа, гуманиста и несомненно правоведа-вошли в историю, по-новому возрождается в контексте современной эпохи.

 

 

Используемая литература:

Статья Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева» Абай и Казахстан в XXIвеке

2.Абдакимов А. История Казахстана( с древнейших времен до наших дней) Алматы 1994.

 3.Левшин А. Н Описание киргиз-казацких, или кайсацких, орд и степей.     Алматы: Санат,1996

4.. История права и правосудия в лицах Издательство Жеті Жарғы 1996

5.Абай «Слова назидания» («Қара сөздер»)

6.   Валиханов Ч. Избранные произведения. - Алматы, 1958

7.  Культеев М. Т. Уголовное обычное право казахов. - Алма-Ата, 1955.

 

 

 

 
Яндекс.Метрика