Воскресенье, 29 Ноября 2020

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК КЛЮЧЕВОЙ ОРИЕНТИР СТАНОВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ

User Rating:  / 0
PoorBest 

                     Королишина Н.Н учитель географии и биологии

                                                                                 КГУ «Рузаевская средняя школа»

                                                                                КГУ «Отдел образования акимата

                                                                                   района имени Габита Мусрепова

                                                                                   Северо-Казахстанской области»

                                                         Аннотация
Білімнің қазіргі жүйесі функциялық сауаттылықтың дамуын бас школьников тәлім-тәрбиенің бөлек-бөлек кезеңдерінде болжайды.
алдым образовательными мекемелермен,

Buty, koszulki, spodnie Dziecięce

 

                                                    Annotation

The modern education system assumes development of functional literacy in school students at different grade levels.

Before educational institutions, the education system sets a priority task of education of the personality in new living conditions who is capable independently, creatively and critically to think, take active living position, i.e. the competitive personality to be able to be guided and solve objectives in any life situation. For this purpose the teacher has to be trained for that to prepare this personality, applying various methods and methods of training, especially in the system of the updated content of education in the republic.

Аннотация

Современная система образования предполагает развитие функциональной грамотности у школьников разных классов.

Перед учебными заведениями система образования ставит первоочередную задачу воспитания личности в новых жизненных условиях, способной самостоятельно, творчески и критически мыслить, занимать активную жизненную позицию, то есть конкурентоспособную личность, способную управлять и решать задачи в любой жизненной ситуации. Для этого учителя надо обучать тому, чтобы подготовить эту личность, применяя различные  методики обучения, особенно в системе обновленного содержания образования в республике.

Ключевые слова: функциональная грамотность, естественнонаучная грамотность, технология решения творческих задач, как один из методов  в обучении.

 

     В современном мире формирование конкурентоспособной личности становится важной задачей образовательной политики. Забота о будущем Казахстана, это забота об образовании. Очень важный период своего развития переживает Казахстанская система образования. Образование выполняет важную функцию формирования самосознания человека. Перед образовательными учреждениями,  система образования ставит приоритетную задачу воспитания личности в новых условиях жизни, которая способна самостоятельно, творчески и критически мыслить, занимать активную жизненную позицию, т.е. конкурентоспособную личность уметь ориентироваться и решать поставленные задачи в любой жизненной ситуации.

  Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 году ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами. Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения. Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии.

В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности личности является наличие определенного уровня функциональной грамотности. Функциональная грамотность (лат.– направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций. Функциональную грамотность составляют: элементы лексической грамотности; умения человека понимать различного рода касающиеся его государственные акты и следовать им; соблюдение человеком норм общественной жизни и правил безопасности, требования технологических процессов, в которые он вовлечен; информационная и компьютерная грамотность. Этот начальный уровень функциональной грамотности характерен для передовых цивилизованных обществ. Существует и другой подход к пониманию функциональной грамотности, включающий: воспитанность человека в духе доброжелательности и дружелюбия, что обеспечивает культуру общения; личностно-профессиональную подготовленность; профессионально-технологическую подготовленность [1].

     5 октября 2018 года в ежегодном Послании Президента Республики Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни»   была обозначена цель – к 2050 году  войти в число 30 высокоразвитых стран мира.

     Для достижения этой цели был сделан акцент на образование, которое смещается в сторону модели четырех К: развития креативности, критического мышления, коммуникабельности и умение работать в команде.   Это повлияет на формирование личности молодого поколения, которые будут востребованы на международном рынке труде [2].

Национальный план действий на 2012-2016 годы, утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан 25 июня 2012 года, по развитию функциональной грамотности школьников описывает комплекс мероприятий в Республике Казахстан в нормативной, учебно-методической, информационной областях, системах подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Национальный план описывает модель развития системы школьного образования Казахстана на 5-летний период, в котором заинтересованы различные группы общества и направлен на позиционирование отечественного образования как фактора прогресса Казахстана, как фундамента и капитала процветания нации, личностного и социального успеха граждан.

На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.

Развитие казахстанского школьного образования осуществляется в соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Государственная программа, являясь организационной основой государственной политики в сфере отечественного образования, определяет изменения в содержании и технологиях образования и воспитания, структуре школы, системе управления образовательной деятельности.

Предметные компетенции включают: специфические знания, умения и навыки развиваемые в рамках учебного предмета. Они как результаты образования, должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и определенными по времени. Предметные компетенции являются действиями широкого спектра и описывают кроме предметно-специфических требований, следующие развиваемые способности личности учащегося:

• навыки общения на государственном, на русском языке, как языке межнационального общения, на иностранном языке, умение быть мотивированным к общению на родном языке, понимание значимости литературного наследия и использование в нужном контексте;

• понимание естественнонаучной картины мира через осмысление роли всех предметов естественного цикла и места человека в природе в прошлом, настоящем и будущем;

• владение математической грамотностью в широком спектре, в том числе умение творчески и продуктивно использовать возможности информационной и коммуникационной технологии;

• знание исторического прошлого своего народа, выражение личного отношения к системе общечеловеческих, социокультурных ценностей при выполнении социальных ролей в семье, сообществе и сотрудничестве с другими людьми;

• понимание культуры казахского народа, народов Казахстана и культурное многообразие мира;

•умение быть мотивированным по вопросам собственного профессионального выбора;

• ведение здорового образа жизни для поддержания физического, психологического, духовного здоровья и умственной работоспособности.

При компетентностном подходе в обучении приобретают актуальность некоторые известные прежде методики, например, проблемный метод обучения, включающий разные виды творческой деятельности личности учащегося, самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию.

При формировании функциональной грамотности огромное значение имеет деятельное, эмоционально окрашенное участие личности обучаемого в учебном процессе.

Все вышеназванные подходы являются основой для формирования новых качеств подрастающего поколения. [3].

Предлагаемые механизмы развития функциональной грамотности казахстанских школьников определены с учетом результатов международных исследований.

Как показывают результаты стран, стабильно лидирующих в исследованиях PISA и TIMSS на развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:

1) содержание образования (национальные стандарты, учебные программы);

2) формы и методы обучения;

3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;

4) программы внешкольного, дополнительного образования;

5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);

6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;

7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

В рамках обновления Государственного общеобязательного стандарта образования (ГОСО) как ныне действующей 11-летней, так и 12-летней школы, развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования. При этом результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций, позволяющих молодым людям эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации. [4].

     Для формирования функциональной грамотности я использую на уроках географии и биологии технологию решения творческих задач, что, практически приближает обучающихся к использованию полученных ранее знаний, применять их на практике. Я работаю над применением этой технологии уже несколько лет, и на практике я убедилась, что я работаю в правильном направлении для развития функциональной грамотности, а именно в направлении функциональной естественнонаучной грамотности.  Решение творческих задач в биологии и географии  требует применения различных знаний в этой области.

Задачу можно сделать почти из любого интересного факта.

Известно, что бумагу делают из древесины. Чтобы получить тонну бумажной массы, рубят лес на делянке площадью почти с футбольное поле. Потом остаётся множество пней, мусора и т.п. всё это необходимо убрать, участок заново удобрить – и только потом можно сажать новый лес. Это неэффективно.

Вопрос? Можно ли этот текст превратить в задачу и прилагающемуся к нему вопросы? Можно.

Вопрос – как вырастить новые деревья быстрей и с меньшими затратами [5]

Можно использовать текст учебника, казалось бы, несущего обыкновенную обучающую информацию, чтобы выбрать текст и составить к нему задания? Можно. Маленький пример. Учебник географии  8 класс.  Тема: «Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека»

«Проживая в определённом районе, занимаясь хозяйством, человек приспосабливается к климатическим условиям среды. При строительстве домов учитываются климатические условия. В Сибири, где сильные морозы, окна состоят из трёх слоёв стекла, на юге в условиях жаркого климата стены жилищ строят из бамбуковых палок. В Европейской части, где выпадает много осадков, крыши домов делают заострёнными, в пустынных районах крыши домов без наклона, ровные. В регионах, где часто дуют ветры, вдоль дорог высаживаются деревья для защиты от снега и песка.

Вопросы – 1. Приведите примеры, как адаптировался  человек  в каждом климатическом поясе

2.Приведите примеры,  как приспособились данные  адаптации человека к особенностям климата для каждого климатического пояса. [6]

 Мне в этом помогли курсы повышения квалификации, где нас научили, не боятся экспериментировать, находить решения, быть компетентными самим в решении многих жизненных ситуаций. Поэтому учитель, воспитывающий, в его понимании функционально грамотную, конкурентоспособную личность, сам должен быть таковым.

Содержание образования зависит от личностных приобретений человека, совокупности изменений в нём, от умения самостоятельно интегрировать человеческий опыт и творчески использовать его. Содержание обучения – это средство к достижению цели (знаниям). Поэтому важно слияние этих факторов на том уровне, на каком возможен коэффициент отдачи.

 

 

Литература:

1.Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000. - С.24-25.

2.http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-5-oktyabrya-2018-g

3. Мацкевич В.В., Крупник С.А. Всемирная энциклопедия: Философия. – Минск, 2001. – 687 c.

4. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ //Социологические исследования. - 2007. - №5. – С. 140-144.

5. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ (пособия для учителей) Санкт – Петербург, издательство Акцидент, 1998г

6. Учебник география 8 класс;  С. Абилмажинова,

К. Каймулдина;  Алматы;  «Мектеп»;  2018 г.  264 с.

 

 

 

 

 
Яндекс.Метрика