Воскресенье, 29 Ноября 2020

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

User Rating:  / 0
PoorBest 

Жамантаева Карашаш Калшеновна,

старший преподаватель кафедры «Психолого-педагогическе сопровождение пеадагогического процесса» АО «НЦПК» Өрлеу» ИПК ПР по СКО

 

Жереб Елена Николаевна,

учитель начальных классов Калиновской средней школы.

Северо-Казахстанская область,

район имени Г. Мусрепова

Аннотация: В статье рассматривается необходимость в воспитании у школьников патриотизма, в частности любви к Родине, своему народу, неотрывной привязанности к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культур, всему укладу жизни.

Running Archives

Аңдатпа: Мақалада оқушылардың тәрбиесіндегі патриотизм, әсіресе Отанға, халқына деген сүйіспеншілігі, өз туған жеріне деген сүйіспеншілігі, өз туған еріне деген үздіксіз ынтықтығы, ата-бабаларына, әдет-ғұрпына, мәдениетіне, тұрмыс-салтына деген құрметі қарастырылады.

Annotation: the article deals with the need to bring up patriotism in students, in particular love for the Motherland, their people, an inseparable attachment to the place of birth, respect for ancestors, traditions, cultures, the whole way of life.

Ключевые слова: патриот, гражданственность, Родина, Отечество, гордость, единство

 

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев сказал: «Быть патриотом своей Родины – это носить Казахстан в своём сердце».

Каждое государство уважают в международном сообществе в той мере, в какой оно уважает себя. Поэтому идея общенационального патриотизма занимает особое место в каждой стране. Патриотизм означает не только любовь и преданность Родине, но и единство, сплоченность, солидарность и взаимопонимание в обществе.

Поскольку каждое государство в двадцать первом веке многонационально, идея патриотизма тесно взаимосвязана с идеей межнационального согласия, межконфессиональной гармонии, политической стабильности.

В нашей стране идея патриотизма складывается из логики национальной истории и культуры, опирается на государственные символы, идеи независимости и суверенного развития, социальной справедливости, народного благополучия. Поэтому национальная гордость, национальный дух, национальное достоинство воплощаются в идее патриотизма.

Специфика патриотизма в том, что он включен в духовный мир человека. Поэтому патриотизма не бывает без высоких слов.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Смысл понятия «патриотическое воспитание» заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности Казахстана.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине.

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Казахстан на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

Начинать работу по формированию ценностных ориентаций школьников следует с первых лет обучения. В рамках школы проводятся недели языков народа Казахстана, торжественно отмечаются государственные и национальные праздники Республики Казахстан, проводятся линейки, конкурсы стихов и рисунков, сочинений, выставки детского творчества, спортивные олимпиады по национальным видам спорта. На внеклассных занятиях наши учащиеся знакомятся с государственными символами РК, флагом, Гербом, Гимном.

Внеклассные занятия и общешкольные мероприятия планируются мною на основе тематического планирования воспитательной работы для 1-4 классов.

На занятиях художественного труда учащиеся рисуют «Народный костюм казахского народа», участвуют в выставке рисунков «Под единым шаныраком живёт народ Казахстана», приуроченную ко Дню Единства народов РК, с детьми проводятся беседы «Многонациональный Казахстан» ко Дню духовного согласия народов Республики Казахстан, знакомятся с казахскими национальными играми и т.д.

Невозможно представить патриотическое воспитание без таких праздников как:

«9 мая», «День Независимости», «День Конституции», «День Республики Казахстан». В сценариях праздников используются стихи о Родине казахстанских авторов. Подобные мероприятия способствуют формированию гражданских качеств личности, любви и уважению к своему Отечеству, гордости к ее прошлому и настоящему.

Моя система работы по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов включает в себя три основных компонента:

1. Патриотическое воспитание в системе общешкольных мероприятий: направлены на воспитание уважительного отношения к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям, чувства гордости за своё Отечество, за символы государства, за свой народ; долга и  ответственности за судьбу Родины и своего народа, за ее будущее, способности проявлять гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, реализуемое также на материале учебников и учебных пособий, литературных произведений  в урочной деятельности.

2. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учащихся реализуется через организацию различных видов деятельности младших школьников, направленных на освоение знаний об истории, традициях, культуре, своём родном крае, месте рождения; содержательному знакомству с историей своей семьи, формирование уважительного отношения к труду окружающих, стремления посильно участвовать в нем, проявлять нравственное поведение.

В качестве форм патриотического воспитания используются:

- классные часы: «Я – патриот своей страны», «Государственные символы РК», «Процветай, Астана!», в рамках реализации программы «Рухани жанғыру» классные часы «Цвети, мой Казахстан», «Что значит, Родину любить?» и др.;

- беседы по темам: «Мир – наш дом», «Обычаи и традиции», «Друзья познаются в беде или в радости», «Что для меня моя семья?», «Не место красит человека, а человек место»;

- викторины: «Знаешь ли ты свой край», «Странички прошлого моей Родины»

- коллективные творческие дела: «Улица, на которой я живу», «Операция «Кормушка», «Мое семейное древо»,

- выставки (рисунков на тему «Моя Родина РК»),

- конкурсы сочинений, рисунков на тему «Мой край»

- экскурсии и другие формы работы.

Важно донести до сознания ребенка, что символы Казахстана - это не просто отличительные знаки государства, а это наша история, воплощение многовековой мечты казахского народа и народов, проживающих в Казахстане, о свободе, независимости и процветании. Условием вхождения нашей республики в мировое сообщество является владение еще хотя бы одним иностранным языком, например, английским. Так как этому придается столь важное значение, в нашей стране введен праздник – День языков народов РК. 

Невозможно также представить патриотическое воспитание без празднования Дня Конституции, Дня Независимости, Дня единства народа Казахстана, Дня защитника Отечества. 

Формирование духовных и культурных ценностей происходит также и на классных часах, ко «Дню единства», где учащихся знакомятся с обычаями и традициями, с культурой народов, проживающих в Казахстане. Все эти мероприятия развивают и повышают патриотизм у младших школьников.

3. Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.

Настоящий патриот не тот, кто говорит об этом во всеуслышание, а тот, кто честно живет и работает, ведет здоровый образ жизни, имеет нормальную семью, помнит своих предков, на их примере воспитывает своих детей. В такой семье и может вырасти патриот своей Родины. Основы патриотизма закладываются именно в семье. И от того, какой будет казахстанская семья, будет зависеть, кого мы воспитаем, и каким будет наше будущее и будущее Казахстана.

В качестве форм работы с семьей по патриотическому воспитанию младших школьников выступали:

- родительские собрания гражданско-патриотической направленности;

- помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий; 

- привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников;

- совместных внеклассных мероприятий (выставки, конкурсы, экскурсии).

Каждый из представленных выше компонентов деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников включает следующие направления:

«Моя семья», целью которого является развитие у детей интереса к истории своей родословной, бережного отношения к семейным традициям, чувства гордости за своих предков;

«Мой край», целью которого является изучение истории своего села, его настоящего и будущего, культуры, быта, традиций. 

«Моя Родина - Казахстан» - изучение истории, культуры, быта, традиций Отечества, формирование у младших школьников уважительного отношения к своей Родине, гордости за нее, сопричастности к ее истории. 

Сегодня, когда утеряны многие духовные ценности, особенно важно воспитывать у детей систему нравственных ценностей, в основе которой такие качества, как: трудолюбие, честь, порядочность, милосердие, стремление к постоянному самосовершенствованию и обучению, дисциплине. Поэтому в нашей школе работает детская организация «Жас Ұлан». 

Наши лучшие учащиеся уже с начальной школы, отличившиеся в школе знаниями и активной деятельностью, были приняты в ряды «Жас Ұлан». 

Описанный выше опыт патриотического воспитания младших школьников не является исчерпывающим содержание проделанной мною работы. Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволили обеспечить повышение эффективности патриотического воспитания учащихся начальной школы, достигать положительных результатов. 

Поскольку, «Казахстанец будущего» - это высококлассный специалист, владеющий казахским, русским и английским языками, он социально активен, мобилен, не боится перемен.

И наша задача совместными усилиями школы, семьи, общественности воспитывать «Казахстанцев будущего» - патриотов страны. И мы верим, что всегда будут с гордостью произноситься слова: «Мы, народ Казахстана».

Итак, такой видится работа школы по воспитанию казахстанского патриотизма младших школьников. Эта работа системная, многоплановая, повседневная. Наша цель – воспитание казахстанского патриотизма, т.е. любви к малой Родине, а затем – к Родине – Республике Казахстан, к народу, родному языку, традициям народа.

 

Список литературы:

1. Послание Президента Республики Казахстан «Стратегия Казахстан – 2050» Новый политический курс.

2. Интернет-журнал «Просвещение»

3. Ефремова Г. Народная культура и патриотическое воспитание школьников. // «Воспитание школьников», №8, 2005.

4. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 2005.

 

 

 

 

 

 
Яндекс.Метрика